Загрузка...
Филфак Главы Киш – «репортер века». «Приключения на пяти континентах»



Киш – «репортер века». «Приключения на пяти континентах»

PDF 
01.10.2011 22:50

Киш (1885-1948) - чешско-австрийский писатель, который оставил богатое наследство - около 15 сборников репортажей. Участник всех важных событий в Западной Европе. 1918 г. - командует красной гвардией, Называет себя «неистовым репортером»: «в моих репортажах правда, преломленная рев темпераментом». Репортаж его - всегда по свежим следам, он был очевидцем всего, о чем писал. Посещал Алжир. Есть репортажи со дна английского общества, не было официальных запретов. Ему нравится журналистское расследование, и он посещает архивы, изучает документы. В молодом возрасте совершает шаги к художественному репортажу, к классической журналистике. Репортажи его остры, критичны. Сборник «Цари, попы, большевики» (после СССР), 1931 год - «Китай тайком». В Австралию попадает, прыгнув с корабля ради конгресса.

Репортаж - определение жанра Киша, но на самом деле больше похоже на современный очерк. Манн сказал о нем: «Не успев оглянуться, а он уже художник». Барбюс: «Он превратил репортаж в искусство непосредственного наблюдения, в картины и фрески, выхваченные из панорамы самой жизни. Полноценные литературный жанр». Все описания идут с реального места действия. Париж, конгресс 1935 года, Киш выступает с докладом «Репортаж как форма искусства и форма борьбы». На репортера смотрят свысока как на низкопробного газетчика. Киш, Рид и другие доказали, что сообщения о реально случившихся событиях могут быть независимыми по авторской позиции и художественными по форме. Истинный репортер есть писатель истины.  Он не должен утратить своего художественного чутья. Изображать надо так, чтобы получить художественное произведение и обвинительный акт. Увязывает прошлое и будущее с настоящим, но не отступает от правды - и в этом опасность. Быть точным, но не утратить яркой формы изложения. Достоверность - высшая добродетель искусства (из доклада) Труд репортера - самый честный, изнурительный, существует для дела. Репортаж - промежуточное звено между художником и обывателем , происходит культурное явление «документальный взрыв» (Кафка). Настоящий журналист должен писать по следам лично добытых фактов и обладать «даром логической фантазии». Особенности очерков: 1. наличие закадрового пространства прошлого, будущего; 2. насыщенность информацией и познавательность; 3. тематическое разнообразие («Приключение на 5 континентах») 4. стиль ироничный с примесью горечи. 5. резкая и особая экспрессивность публикации (испанская коррида: рассказ глазами быка) 6. параллельный, контрастный монтаж (у них и у нас, вчера и сегодня) «Классическая журналистика» - антология образцов публицистических жанров. «Для журналиста существует опасность выписаться, привыкнуть к шаблону. Должно искать новые формы. 7. проблема в центре повествования рассматривается в нескольких планах или ракурсах, что увеличивает ее существо, появляется глубинная обоснованность. 8. совмещается крупномасштабность вещей с мелкомасштабностью (обложка книги). 9. придумал колонтитулы (броская фраза вверху полосы) 10. стиль индивидуальный и полон язык приемами, из-за этого не поддается переводу. «Именно язык и стиль поднимают художественный репортаж над банальной газетной заметкой». «Приключения на 5 континентах»- состоят из двух разделов: 1) «очерки со всех широт» (15 очерков). 2) «творчество и люди» - посвящено людям. Один из ярких очерков - «Человек на петушиных боях» (из первого раздела) - создан после разгрома испанских коммунистов во время эмиграции Киша в Мексику (1940-46 гг.). Рассматривается проблема жестокости, равнодушия, нездорового азарта.

Похожие материалы: