Л. Крутикова. Ах, эта самая Русь (обзор творчества И.А. Бунина, повести "Деревня" и "Суходол") |
Собранные в настоящем издании рассказы и повести Бунина - малая, но важная, корневая часть его литературного наследия. В них - русская земля и русская деревня, русская природа и русские люди той средней полосы России, что была человеческой и писательской колыбелью будущего художника, его «начальная любовь». Родился Иван Алексеевич Бунин 10(22) октября 1870 года в Воронеже, в обедневшей дворянской семье, окончил всего 4 класса Елецкой гимназии, а детские и юношеские годы вплоть до 19 лет провел в деревенской глуши Елецкого уезда Орловской губернии на хуторе Бутырки, а затем в деревне Озерки, в разорившемся имении Каменка. Там, в мелкопоместных усадьбах, «в глубочайшей полевой тишине» и в полустепных просторах, среди богатейшего чернозема и бедных крестьянских изб, впитывала душа подростка красоту и печаль России, трагические загадки русской истории и национального характера. В детстве и юности столкнулся Бунин с теми социально-психологическими сложностями русского повседневного быта, русских нравов и русских характеров, которые он затем осмыслял и разгадывал в своих книгах - «Деревне» и «Суходоле», многочисленных рассказах и стихах, в «Жизни Арсеньева».
«Меня всегда волновали земля и народ»,- замечал впоследствии Бунин. Он неизменно возвращался в родные края, жил в деревне и тогда, когда стал знаменитым писателем. Оказавшись после Октябрьской революции в эмиграции, живя во Франции, он до последних дней (умер Бунин в 1953 году) духовно возвращался на Родину-в книгах, в думах, гневным осуждением фашистских орд, ворвавшихся в Россию, неколебимой уверенностью в духовной силе и красоте русского человека. Детские и юношеские впечатления создают основу писательской личности. Но какой огромный труд, сколько мук и усилий духа, страданий, сомнений и радостей ума и сердца надо было пережить, сколько потребно было узнать и увидеть в мире, чтобы затерянную в деревенской или провинциальной глуши жизнь русского человека вывести на просторы истории и вселенной, связать, по словам Горького, «с общечеловеческим на земле».
Я человек: как бог, я обречен Познать тоску всех стран и всех времен.
Интерес ко всем векам и странам заставил художника исколесить почти весь мир. Он изъездил всю Европу, путешествовал по странам Ближнего Востока, бывал в Турции, в Греции, в Египте, Сирии, Палестине, на окраинах Сахары, на Цейлоне, в Индии... Русская деревня и сторожевые курганы Дикого поля, места, где бились' полки Игоревы, комфортабельные европейские отели, новейшая техника океанских кораблей и пирамиды Хеопса, развалины Баальбека, стихия тропиков и океана, жизнь русских крестьян, цейлонских рикшей, американского миллионера-все вбирала его редкая память, послушная зову призвания. Не было, пожалуй, другого писателя, который бы столь родственно, столь близко воспринимал и вмещал в своем сознании далекую древность и современность, Россию, Запад и Восток. Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по дарованию, аналитик по складу ума, неутомимый путешественник, Бунин совмещал, казалось бы, несовместимые грани мировосприятия: возвышенно-поэтический строй души и аналитически-трезвое видение мира, напряженный интерес к современной России и к прошлому, к странам древних цивилизаций, неустанные поиски смысла жизни и религиозное смирение перед ее до конца непознаваемой сутью. Современник Л. Толстого, Чехова и Горького, Н. Рериха и Рахманинова, страстный и даже пристрастный свидетель бурных революционных событий в России, Бунин нередко спорил с историей, с веком, с современниками. Он отвергал революционное пересоздание жизни, отвергал любое насилие, хотя сам понимал и предугадывал и неизбежность преобразования мира, и неизбежность, даже праведность народного восстания против жестокой несправедливости, беспощадности и безнравственности власть имущих. Глубина и масштабность бунинских произведений о русской деревне откроется лишь тем читателям, которые за блестяще выписанными картинами, нередко беспощадно жестокими, почувствуют болевой накал философских и социально-нравственных исканий художника, высоту его устремлений, немеркнущую силу его очищающего и возвышающего слова. Преемственность поколений, наследие веков, тема памяти, воспоминаний, корневых связей человека с прошлым-историческим, культурным, природным-всегда занимали Бунина. Впервые эти проблемы зазвучали в путевом очерке-поэме «Святые горы» («На Донце»). Герой-рассказчик включен в поток бытия, породнен с природой и вековой историей. А рядом с ним - три крестьянина, три различных характера, три разных отношения к миру... Уже тогда, в начале литературной деятельности, мучили писателя вопросы о смысле бытия, о тягостной, запутанной, зачастую бесплодной жизни русских людей - крестьян, разоряющихся дворян, либеральной и народнической интеллигенции, его тревожили трагические судьбы рано погибших писателей - Николая и Глеба Успенских, Левитова, Гаршина, Надсона, Щедрина. «Страшные загадки русской души уже волновали, возбуждали мое внимание», вспоминал позднее Бунин. Но не сразу обрел писатель свой подход, свой взгляд на Россию, деревню, русский характер. Первые рассказы были традиционны, в них звучали боль и сострадание к униженным, голодным, бесправным и таким добродушно-покорным, безропотным, как крестьяне, собравшиеся «на край света». Философски углублен, поэтически одухотворен, но еще идилличен крестьянин в рассказах «Сосны» и «Мелитон». В двух руслах развивалась художественная мысль Бунина в первом десятилетии XX века, в период революции и реакции. В эти годы мужал его талант, обострялось социально-гражданское мышление. Он вглядывался в исторически сложившиеся устои России, искал причины их распада, пытался уловить ход истории. Вместе с тем его не меньше влекли проблемы нравственные, эстетические, то, что помогало бы человеку обрести и сохранить духовное богатство веков. Он поэтизирует «прекрасное и вечное», «любовь и радость бытия», красоту и неповторимость отдельного мгновения как в природе, так и в человеческой душе. Проблемы злободневно-социальные вставали в сознании Бунина вровень с проблемами историческими, философскими, этическими. Писатель чутко улавливал атмосферу, настроения времени: ожидание народом перемен, рост озлобления и недовольства, запустение русской земли, которая, оказываясь предметом купли-продажи, была лишена подлинного, рачительного хозяина («Сны», «Золотое дно»). Бунин внимательно следил за всем, что происходило в стране. Всеобщая забастовка, царский манифест, баррикады, восстания, бесчинства черносотенцев и погромщиков, меняющиеся настроения в деревне и в столицах... Увиденное и пережитое поначалу сказалось в поэзии, в публицистически-страстных стихах. Он славит дерзновенных героев, взятых из мифологии или истории. «Умерший в рабский век - бессмертием венчается в свободном» («Джордано Бруно»). Стихотворение «Пустошь» (1907) - первая попытка осмыслить революцию и реакцию в свете русской истории, неизжитого наследия крепостничества. Бунин впервые сливает воедино ход истории, судьбу народа и личности. Великое и подлое, время «зверств, расстрелов,пыток, казней» предстает как трагедия миллионов, трагедия нации в целом. Бунин начинает трезво судить о России, народе и человеке. Он не щадил и самого себя. От имени лирического героя звучат бичующие слова: «Я, чье чело отмечено навеки клеймом раба, невольника, холопа...» Как всякий великий художник, Бунин имел право сказать о себе: «писатель носит Родину в душе». В его натуре, в его личности бушевали (и с какой силой!) светлые и темные стихии национального характера. Беды и трагедии народные, русские он переживал как свои собственные: «Если бы я... эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я... страдал так беспрерывно, так люто?» Только чувствуя великую боль и даже вину, личную ответственность за все происходящее в стране, мучительное желание помочь народу, можно было написать такие книги, как «Деревня» и «Суходол», книги-потрясения, книги, зовущие к пробуждению гражданского и человеческого самосознания, книги гневные и скорбные одновременно, книги пророческие, предостерегающие, заставляющие думать о самом главном. «Деревня», пожалуй, единственное произведение, которое Бунин писал торопливо, нервозно, чуть ли не исступленно. Писал даже по ночам, доходя до обмороков. События революции и реакции, судьбы России и народа, загадки русской истории и национального характера будоражили мысль художника, требовали ответа. «Ах, эта самая Русь и ее история! Как это не поговорили мы с Вами вплотную обо всем этом! Горько жалею», - писал Бунин Горькому в 1909 году, в пору работы над повестью. Ни одна из его книг не писалась с таким болевым ощущением, с таким гражданским накалом, с такой силой неперебродивших, неотстоявшихся мыслей и чувств. Вопросы, резко, по-чаадаевски, поставленные в книге, были обращены не только к общественности, но и к самому себе. Их будет обдумывать и распутывать писатель долгие годы, до конца дней своих. В «Деревне» все раскалено, порой тенденциозно, все бьет читателя по душе, повествование нередко перенасыщено жестокими, беспощадными подробностями. Иного читателя может оттолкнуть такая суровость, такое нагнетение безотрадных картин русской жизни. И не случайно «Деревня» и при своем появлении, и в наши дни вызывала и вызывает споры, разноречивые толкования и даже упреки автору то в барски-дворянском отношении к мужику, в незнании народа, то в неверном изображении деревни, в идеализации патриархального долготерпения, то в историческом пессимизме, фатализме и прочих грехах. Порой даже те, кто хвалил «Деревню» за ее правдивость, силу словесного искусства, не понимали ее глубинной сути. С горечью писал Бунин Горькому после первых откликов критики: «И хвалы и хулы показались так бездарны и плоски, что хоть плачь... за всю мою жизнь не владел я буквально ничем, кроме чемодана»,- добавлял он, сетуя на нелепые измышления критиков о его поместьях. «Деревня» необычна по жанру, по стилю, по проблематике, по охвату и сцеплению сцен, событий, главных и эпизодических персонажей. Она требует от читателя не просто внимательного чтения, но большой культуры, сосредоточенности ума и души, способности мыслить о России, ее прошлом, настоящем и будущем, о связи бытовой повседневности, «частной» жизни с событиями масштабными, социально-историческими. Бунин пытался как можно шире, «всеохватнее» обозреть русскую жизнь. Место и время непосредственного действия повести - Дурновка и уездный город в годы революции и реакции (1904-1907)-постоянно раздвигаются. Другие деревни, города, усадьбы, станции, полустанки... слухи, споры, разговоры в трактирах, лавках, поездах, на базарах, постоялых дворах, на сходках, на праздниках... Мы узнаем, что свершается на Руси-столичной, деревенской, уездной. Злободневная современность (русско-японская война, революция, конституция, земельная реформа, реакция) соотносится с прошлым-близким и далеким-временами крепостного права, Киевской Русью Владимира и Ярослава и даже временами первобытно-языческими. А судьба братьев Красовых, Тихона и Кузьмы, других жителей Дурновки (Серого, Дениса, Молодой, Иванушки) дополняется, выверяется настроением и поведением многочисленных эпизодических лиц (их в книге более 100)-таких, например, как Балашкин, Сухоносый, крестьянин в трактире Авдеича, Аким и караульщики барского сада, спящие в холод на сырой соломе, хохлы, искусанные бешеным волком, сторож, странник, учитель, бунтовщики, каратели. Обилие персонажей являло собой ту разноликую многомиллионную Русь, о судьбе которой шла речь в книге. При этом события, факты, лица были отобраны и освещены писателем так, что затронутыми оказывались чуть ли не все сферы и проблемы человеческого существования: будни и история, философия и политика, экономика и нравственность, религия и культура, быт и психология, семья и хозяйство, образование и право. Эта слитность значительных событий времени, всего уклада русской жизни и вековечных проблем с историей, с поведением и умонастроением народа делала «Деревню» эпохальным произведением. Короткий зачин повести - своеобразная родословная братьев Красовых прадеда которых «затравил борзыми барин Дурново»,- вводит нас в стремительный бег времени. Потомки недавних крепостных выходят на арену истории. Тихон Красов становится хозяином дурновского имения, а Кузьма - правдоискателем и даже «сочинителем». Коренные сдвиги в судьбе России зависят ныне от уклада народной жизни, от поведения и самосознания миллионов. Но подготовлен ли народ к исторической самодеятельности? «Рабство отменили всего сорок пять лет назад, что ж и взыскивать с этого народа? - думает Кузьма.-Да, но кто виноват в этом? Сам же народ!» Мысль о неизжитом наследии рабства и об ответственности народа за свою судьбу, мучительные думы о беде и вине народной, о трагически кризисном состоянии русской жизни пронизывают всю книгу. Криком боли прорываются они в споре Балашкина и Кузьмы. Перечисляя злодеяния правящих кругов, по-своему повторяя мартиролог русской литературы, когда-то составленный Герценом: «Пушкина убили, Лермонтова убили, Писарева утопили, Рылеева удавили... Достоевского к расстрелу таскали, Гоголя с ума свели... А Шевченко? А Полежаев?» Балашкин яростно вопрошает: «Скажешь, правительство виновато? Да ведь по холопу и барин, по Сеньке и шапка. Ох, да есть ли еще такая сторона в мире, такой народ, будь он трижды проклят?» «Величайший народ, а не «такой»... возражает Кузьма.-Ведь писатели-то эти-дети этого самого народа». Спор ничем не кончается. Бунин далек от поспешных и односторонних выводов. Он вовлекает читателя в круг нелегко разрешимых проблем и противоречий. Он прогоняет нас буквально сквозь строй социальной и бытовой нескладицы, почти неправдоподобной нищеты и отсталости. Но все картины бесправия, невежества, первобытно скудного быта пронизаны такой щемящей авторской болью, таким состраданием к замученному народу и таким мужеством и бесстрашием аналитической мысли, какие бывают лишь у мудрого врача, решившегося на мучительно спасительную операцию тяжело больного. Не осуждение и обличение водили пером Бунина, а желание трезво взглянуть на народ и Россию, бесстрашно разобраться в запуганности народной жизни, в невероятной сложности характеров и мировосприятия миллионов. «Деревня» была началом «целого ряда произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда трагические основы», - замечал писатель. Бытовая повседневность, уклад русской жизни и «основы души», психология, настроение, скрытые мотивы поведения людей, их отношение к миру, к самим себе -вот что подвергает пристальному исследованию художник. Тихон и Кузьма - центральные фигуры. Незаурядные, сильные, во многом разные натуры. Различны их пути-хозяина-торгаша и самоучки-правдоискателя. Но судьбы их родственны и даже типичны. Оба с великими тяготами пробивались в люди, не получив ни наследства, ни образования, ни навыков, ни семейных традиций. Но оба и надорвались. Итоги прожитой жизни плачевны у обоих Осмысление их печального опыта становится ведущим мотивом книги. Оно привносит животворное, одухотворяющее начало. Оно полезно для последующих поколений. Недаром Бунин подробно изображает Красовых в момент их кризисного состояния, тогда, когда пробудилось их самосознание, когда они стали способны к самоанализу, к воспоминаниям, к безжалостному подведению итогов, к резким суждениям о себе и окружающем мире, к сопоставлению своих деяний и устремлений с общенародной жизнью. Их резкие наблюдения, их мысли и чувства придают книге накаленность и масштабность, выводят героев из замкнутого существования на просторы общерусского бытия. «Чудной мы народ! Пестрая душа! То чистая собака человек, то грустит, жалкует, нежничает, сам над собою плачет...»; «Господи боже, что за край! Чернозем на полтора аршина, да какой! А пяти лег не проходит без голода. Город на всю Россию славен хлебной торговлей, ест же этот хлеб досыта сто человек во всем городе...»; «Эх, и нищета же кругом! Дотла разорились мужики, трынки не осталось в оскудевших усадьбишках, раскиданных по уезду... Хозяина бы сюда, хозяина!» так временами озлобленно думает Тихон Ильич. Еще резче, острее мыслит и чувствует Кузьма. «Обдумывая свою жизнь, он и казнил себя и оправдывал. Что ж, его история- история всех русских самоучек. Он родился в стране, имеющей более ста миллионов безграмотных. Он рос в Черной Слободе, где еще до сих нор насмерть убивают в кулачных боях, среди великой дикости и глубочайшего невежества». «У, анафемы, до чего затоптали, забили народ!»... «Русь, Русь!.. Ах, пустоболты, пропасти на вас нету! Вот это будет почище «депутат хотел реку отравить»... Да, но с кого и взыскивать-то? Несчастный народ, прежде всего- несчастный!..» Однако издерганные, недовольные, Тихон и Кузьма, оглядывая и оценивая пройденную жизнь, часто впадают в крайности, запутываются в обвинениях и самооправданиях. Их думы, их споры, их вывода о себе, о народе, о России нередко истеричны, крикливы, односторонни. Их нельзя целиком отождествлять с авторским взглядом на мир. Но в их резких, ожесточенных наблюдениях есть, несомненно, болевая, тревожащая часть правды. Авторское сознание вбирает боль и тоску героев, но и возвышается над ними, постигая суть их трагедии, открывая их силу и слабость, светлые и темные корни их бытия. Двойная система освещения - осуждения и оправдания - преобладает в изображении героев и всей народной жизни у Бунина, но не исчерпывает его. Аналитическое, исследовательское начало всегда господствует в искусстве Бунина над проповеднически-итоговым. Он ищет истоки, всматривается в запутанно-многословные причины народных бед и трагедий. Зависимость человека от быта, от окружения и от собственной души, от своих настроений, верований, устремлений-не в ней ли таится разгадка? Быт, уклад и «основы души» - центральные, неразрывные проблемы повести. Они взаимозависимы, взаимопроникаемы. Быт неотделим от психологии, душа от быта ... Здесь просматриваются вековые запутанные узлы поведения и характеров россиян. Огромное количество бытовых сцен, деталей и подробностей не случайно в «Деревне», они не имеют самодовлеющего значения. Они исполнены большого социально-философского и психологического смысла. Криво проложенный мостик, кондуктор в шинели с оторванным хлястиком, в галошах, забрызганных грязью при ясном солнечном дне, городской охотник в болотных сапогах, хотя никаких болот поблизости не было, грязь вокруг богатого двора, заплеванный пол в трактире Авдеича, изъеденный молью салоп, которым дорожит Сухоносый, недостроенная кирпичная изба Серого, мальчишка, кричащий о всеобщей забастовке и торгующий старыми газетами, так как новые городовой отобрал, затхлый пруд, где моется голый мужик, а стадо коров отправляет свои нужды, свадьба Дениса и Молодой... Еще сотни таких деталей и эпизодов. Каждый из них мог бы разрастись в рассказ или повесть. Для Бунина это все явления одного плана. За ними встают и вековая отсталость и долготерпение народа, небрежение русского человека к себе, к хозяйству, быту, мечтательность и непрактичность, неумение соразмерить свои стремления, желания, способности с реальными возможностями, неумение выбрать дело по силам. А в результате-неустойчивость настроения, капризность, недовольство буднями, обыденным, озлобление, неумение додумать свои мысли или даже доспорить, выслушать, понять собеседника. Сам писатель придавал огромное значение образу Серого - самого нищего мужика Дурновки. В его отношении к жизни, хозяйству, избе, людям, в трагически-анекдотическом поведении открывались Бунину какие-то роковые недостатки русских людей, общенациональные противоречия. Не случайно братья Красовы постоянно возвращаются мыслью к судьбе Серого, а Кузьма даже сравнивает себя с ним: «Ах, ведь и он, подобно Серому, нищ, слабоволен, всю жизнь ждал каких-то счастливых дней для работы». Нерасчетливость, непрестанное ожидание чего-то лучшего в жизни, своеобразная сказочная мечта о молочных реках и кисельных берегах подчеркнуты в поведении других героев и даже в массовых сценах. «Гуляет народ...-Надеется...-На что?-Известно, на что... На домового!» Позднее Бунин скажет о Сером: «сидит на лавке в темной, холодной избе и ждет, когда подпадет какая-то «настоящая» работа,-сидит, ждет и томится. Какая это старая русская болезнь, это томление, эта скука, эта разбалованность - вечная надежда, что придет какая-то лягушка с волшебным кольцом и все за тебя сделает: стоит только выйти на крылечко и перекинуть с руки на руку колечко!» В невоспитанности, в невыработанности русского характера и в неустроенности, страшной отсталости быта видел Бунин самую большую беду России. «Есть два типа в народе, - замечал Бунин. - В одном преобладает Русь, в другом-Чудь, Меря. Но и в том и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из древами дубина, и икона»,- в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев». Высоко ценя Эртеля как писателя и человека, много добившегося путем самовоспитания и приобщения к высотам культуры, Бунин разделял его суждения о России: «Русскому народу и его интеллигенции, прежде всяких попыток осуществления «царства божия», предстоит еще создать почву для такого царства, словом и делом водворить сознательный и твердо поставленный культурный быт». «Деревня» сильна прежде всего предостерегающим словом писателя. Он уверен: жизнь народа и России нуждается в радикальных изменениях. Но многомиллионные массы, казалось ему, еще мало подготовлены к гражданской активности, к разумному устроению своей судьбы. Бунин видел и с беспощадным мужеством свидетельствовал, какую бездну преград еще предстоит одолеть русскому народу: не только экономических, бытовых, социальных и политических, но и нравственных, психологических - в способах мышления и чувств, в нравах и верованиях, привычках и побуждениях. Сразу глубоко понял и высоко оценил «Деревню» Горький: «...так глубоко, так исторически деревню никто не брал... Дорог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной землеv дорога благородная скорбь, мучительный страх за нее-и все это-ново. Так еще не писали». Значение бунинской книги Горький видел в том, что она заставила «разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом быть или не быть России?», заставила «мыслить именно обо всей стране, мыслить исторически»1. После жгуче-современной «Деревни» Бунин почти сразу стал писать «Суходол» - книгу об ушедших временах крепостного права, о жизни, оскудении и вырождении мелкопоместных. В новой книге нет «густоты», перенасыщенности, нервозности «Деревни». Повествование в «Суходоле» более спокойно, уравновешено, поэтично. Суровая правда не лишала ее открытого лиризма, поэзии родного края. Прообразом Суходола послужило родовое имение Каменка, а в нравах и судьбах Хрущевых угадываются факты из истории предков Бунина. Вглядываясь в прошлое, писатель стремился понять, почему так быстро исчезло, разорилось и выродилось целое сословие мелкопоместных дворян. Дело было не только в экономике, в отмене крепостного права. Бунин ищет корни более глубокие, его все больше и больше занимает национальная психология, «русская душа». Размышления о суходольской душе, «над которой так безмерно велика власть воспоминаний, власть степи, косного ее быта... древней семейственности», возникают в первой главе и, варьируясь, проходят через всю книгу, образуя философскую основу повествования. Мотив удивления, тайны, странностей, которые предстоит разгадать, главенствует в повести. С первых же строк («В Наталье всегда поражала нас ее привязанность к Суходолу») автор вводит в сферу необычного, сложного, странного. Странной кажется привязанность Натальи, тети Тони и даже Аркадия Петровича, отца молодых Хрущевых, к Суходолу, к родовой разоренной усадьбе, где столько горя видели они. Странными были и взаимоотношения людей в Суходоле: дед был убит незаконным сыном своим, от несчастной любви сошла с ума тетя Тоня, нелепо погиб Петр Петрович. Странными, непонятными были характеры людей, совмещавшие в себе и доброту, беззаботность, мечтательность, и жестокость, своеволие, капризность, и смирение, долготерпение, покорность. Русский характер... Основы души и поведения человека... Трудные, до сих пор до конца не познанные тайны человеческой психики затронул Бунин в «Суходоле». Потому, видимо, и волнует нас повесть сегодня, что не только о суходольцах, а об истоках и основах национального характера, о человеческих страстях вообще размышлял писатель. Тоном повествования, богатством интонаций и даже сменой голосов (рассказ ведется то от автора-рассказчика, то от Натальи, то от молодых господ) настраивал писатель на многосложное восприятие суходольской жизни-аналитически-трезвое и поэтически- трепетное, взволнованное. В «Суходоле» легко, непринужденно подхватываются и развиваются разные темы, а глубина постижения их во многом зависит от соразмышления и соучастия читателя, к которому обращены и недоуменные риторические вопросы, и развернутые лирические отступления, и сложный ряд ассоциаций, деталей-лейтмотивов, образов-обобщений. Каждая из десяти глав имеет свой сюжет, свои ведущие и побочные мотивы, свою тональность, ритм, образный строй, даже лексику. Дыханием вековой старины пронизаны первые три главы, образующие эмоционально-философское вступление к суходольской летописи. Сказочно-древняя Русь с ее преданьями, поверьями, песнями. В них-вся история и душа народа, ибо все другое, содеянное им, исчезало бесследно: выращиваемый хлеб съедался выкопанные пруды высыхали, жилища не раз сгорали дотла. А где царят легенды, песни, сказки, непознанные силы природы-там нередко возникают романтические, экзальтированные чувства. Суходол как символ русского бытия и дворовая Наталья, взращенная поэзией и дикостью суходольской,- два вершинных образа, в которых сказалось сложное представление Бунина о России и русском характере. Суходольская жизнь полна ужасов и дикости. Но есть в ней и другое - поэзия, красота, беззаботность, старина, очарование степных просторов, их запахов, красок, звуков. Хранительница многих преданий и талантливая сказительница, Наталья пополняет характеры женщин, воспетых русской литературой. Однако Бунин и здесь вносит свои коррективы, изображая Наталью «во всей ее прекрасной и жалкой душе». Воспринимая мир и любовь по сказочно-романтическим и религиозно-первобытным канонам, Наталья все силы своей богатой натуры растрачивает впустую, наполняет жизнь призрачными, выдуманными чувствами, добровольно принимает роль великомученицы. Особенно поражают взаимоотношения Натальи и тети Тони, Натальи и циника Юшки. Невольно думаешь: до каких немыслимых границ могли доходить безропотная покорность одних и наглая требовательность других! Своеобразной кульминацией повести становится восьмая глава, где появляется целый ряд колдунов, юродивых, божьих угодников, странников, бродяг - многоликих представителей древней и полудикой Руси. Все они, как и суходольцы, «играли роли» -одни, действительно используя силу заговоров, заклинаний, примет и причитаний, глубоко веруя в целебность первобытного волхвования, другие, своекорыстные, притворялись блаженными и святыми, используя слепую веру окружающих в угоду своей праздности и пени. Среди них выделяется Юшка, бездельник, циник, охальник, символически зловещая фигура тех деспотически-своевольных сил, которые расчетливо пользуются радушием, жалостью, добротой и безграничным терпением наивных простолюдинов. Дворянин по происхождению, влюбленный в поэзию дворянской старины, Бунин безжалостно разрушал поэтические легенды о дворянских усадьбах, о старой, патриархальной, будто бы домовитой Руси. «Мы знаем дворян Тургенева, Толстого,-говорил писатель. По ним нельзя судить о русском дворянстве в массе, так как и Тургенев и Толстой изображают верхний слой, редкие оазисы культуры». Суходольские дворяне - совсем иные. Семейная хроника Хрущевых свидетельствовала, что ни порядка, ни домовитости, ни подлинного хозяина не было в Суходоле. «У господ было в характере то же, что у холопов: или властвовать, или бояться». Изнутри рушились крепостнические устои. «По-новому жить предстояло и господам, а они и по-старому-то не умели». «Веси, грады выхожу, Русь обдумаю, выгляжу», «Не прошла еще древняя Русь» - такими эпиграфами открывал Бунин два сборника рассказов, созданных после «Деревни» и «Суходола». Его по-прежнему волновали думы о России, о народе, о русском характере. Сознанию и творчеству писателя был созвучен «один из последних заветов Гл. Успенского: «Смотрите на мужика... Все-таки надо... Надо смотреть на мужика». Хорошо знавший реальную деревенскую жизнь, Бунин буквально приходил в ярость от надуманного, недостоверного изображения народа, от головного, книжного сочинительства. Негодование писателя прорывалось в письмах, газетных интервью, публичных выступлениях. «А ведь теперь,- писал он в 1915 году,- дела стали еще хуже: литература наша изовралась невероятно, критика пала донельзя, провал между народом и городом образовался огромный, о дворянах теперешний городской интеллигент знает уже только по книжкам, о мужиках-по извозчикам и дворникам, о солдатах-только одно: «так что, ваше благородие», говорить с народом он не умеет, изобразители сусальной Руси, сидя за старыми книжками и сочиняя какой-то никогда не бывалый, утрированно-русский и потому необыкновенно противный и неудобочитаемый язык, врут ему не судом, вкусы его все понижаются». Бунин отвергал как старонароднические, так и неонароднические умозрительные пророчества: «Все эти разговоры о каком-то самобытном пути, по которому Россия пойдет в отличие от европейского Запада, все эти разговоры об исконных мужицких началах и о том, что мужичок скажет какое-то свое последнее мудрое слово-в то время, когда мир тяжело нести вперед по пути развития техники,- все это чепуха, которая тормозит дело». Рассказы Бунина, как и его повести, отличались острой полемичностью, беспощадной правдивостью и-главное-глубиной проникновения в сокровенные тайны национального бытия. Казалось бы, писатель повествует о давно известном, даже привычном: обыкновенные крестьяне, будничные дела и заботы, встречи, разговоры, воспоминания, скудный быт, нищета, несправедливость, жестокость одних и долготерпеливость, покорность, незлобивость других. Однако незамысловатую жизнь крестьян Бунин изображал как бытийно значительную, таящую загадки общерусские, психологические, философские. Готовя к изданию сборник «Иоанн Рыдалец», Бунин писал в 1913 году: «Будут в этой книге и иного рода рассказы-любовные, «дворянские» и даже, если хотите, «философские». Но мужик опять будет на первом месте - или, вернее, не мужик в узком смысле этого слова, а душа мужицкая-русская, славянская». Мало найдется книг в литературе, где бы обычная крестьянская жизнь была возведена до высокого философского и общезначимого смысла. Чуткие современники именно так воспринимали рассказы Бунина. «Иоанн-рыдалец, как это просто, прекрасно, правдиво рассказано Вами, - говорил Горький.- Это вы, это я, это все мы, вся русская литература рыдает денно и нощно, оплакивая злодеяния своих иванов грозных, не помнящих себя в гневе, не знающих удержу своей силе. Вот мне бы хоть один такой рассказец написать, чтобы всю Русь задеть за сердце»2. Однако до сих пор «крестьянские» рассказы писателя воспринимаются поверхностно. Их еще слишком привязывают к прошлому, к прошедшей «злобе дня». Меж тем в них, как во всяком большом искусстве, нет последнего итога, в них-глуби и дали времен. Они открыты будущему, обращены к близким и дальним поколениям. Русский крестьянин и русская нация в массе своей предстают в рассказах Бунина как богатая, но невозделанная почва. На ней появляются сильные побеги, но, не получая необходимой культурной подкормки, вырастают дичками или погибают, не успев расцвесть. Таковы многие бунинские персонажи-колоритные, яркие, своеобычные, мечущиеся в поисках смысла жизни и применения своих недюжинных сил: богатырь Захар Воробьев, вся душа которого, «и насмешливая и наивная, полна была жажды подвига», 6eскорыстная Анисья, способная к великой самоотверженной любви, и ее талантливый, но непутевый сын Егор («Веселый двор»), трудолюбивый Авдей Забота («Забота») или Зотов, «брянский мужик», необыкновенно талантливый самородок, прошедший путь от мальчишки на побегушках при купеческом амбаре в Москве до высокой правительственной службы и торговых занятий на Цейлоне («Соотечественник»). О них можно сказать словами из письма Бунина по поводу его летних странствий 1914 года: «...опять всем нутром своим ощутил я эту самую Русь... опять сильно чувствовал, как огромна, дика, пустынна, сложна и хороша она». Бунин умел в незамысловатой судьбе, эпизоде, даже разговоре открыть мгновенное и вечное, прекрасное и трагическое, злое и доброе, высокое и низкое. Один или несколько дней из жизни крестьянина раскрывали не только сложность егo судьбы, характера, мышления, но и взаимосвязь, взаимозависимость человека и окружающего мира - природного, социального, бытового, исторического. В таком широком плане даны Захар Воробьев и Аверкий, Авдей Забота и лирник Родион, коновал Липат и Зотов. Вслед за Чеховым Бунин обновлял жанр рассказа, он упрощал событийный сюжет, лишал рассказы внешней занимательности. Рассказы Бунина раздвинуты во времени и пространстве. Они вмещают большое количество эпизодических лиц, конкретных деталей. Ассоциативное сопоставление их углубляет рассказ, вносит дополнительные смысловые оттенки, которые придают частному факту, событию или состоянию широкий общезначимый интерес. В центре рассказа-не только судьба героя, но и общее состояние жизни, многосоставность, многоплановость бытия. Как, например, духовно приподнят, опоэтизирован мужик в рассказе «Худая трава». Умирающий Аверкий вспоминает прожитую жизнь, пытается осмыслить ее, но не находит для того нужных слов и понятий. Бунин своим искусством заставляет ощутить его человеческую глубину, трудность и праведность его существования. Мы видим, сколько мук, тревог и горя пережил Аверкий, не растеряв при этом доброты, смирения, душевной красоты, ощущения высокого смысла бытия. Недаром сам Бунин сказал о рассказе - «мужицкий Иван Ильич». Философская и социально-нравственная проблематика роднит его с рассказами Л. Толстого, выводит к думам о смысле и сложности мирозданья. Высокое ощущение лада-единения с миром, собой, природой владело пером Бунина, когда он создавал такие поэтические вещи, как «Лирник Родион», «Пост». В них -представление о должном, духовно-творческом состоянии человека, к которому всегда стремился художник. Радостное любование красотой, неповторимостью земного мира и человеческой души, высота нравственных требований и устремлений проникали в самые мрачные бунинские рассказы, спасая от уныния и пессимизма. Стремление к совершенству определяло и словесную магию бунинского искусства. Обостренность его взора, слуха, обоняния общеизвестны. Звук, свет, цвет, запахи, краски, формы, самый ритм жизни Бунин передавал так, что в восторг приводил самых искушенных любителей слова. Но как страдал художник, когда лишь только блестящую изобразительность, меткость слова ценили в его искусстве. Бунин избегал прямого выражения авторских мыслей и чувств, риторической назидательности. Но глубина постижения мира, свет авторского отношения окрашивали все в его книгах - первую фразу, которой Бунин всегда придавал «решающее значение», тон, ритм, мелодию повествования, отбор деталей и подробностей, их сочетание, сцепление и сопоставление. Так рождался бунинский с гиль-сдержанный, но не бесстрастный, а внутренне напряженный, звенящий каждым словом. Бунинское слово прекрасно потому, что оно полновесно, оно выстрадано и выношено умом и сердцем мыслителя, философа, поэта. Бунин никогда не играл словом, не искал новых сногсшибательных словообразований, чем грешили некоторые символисты, акмеисты, футуристы и их позднейшие эпигоны. Слово у Бунина не гремит, как погремушка, оно - живое, музыкальное. В нем-перезвон колоколов и колокольцев, что отлиты умелыми мастерами, где только им известный сплав металлов, меди, олова и серебра. В бунинском слове, как в колокольном звоне,-своя энергия, свой сплав поэзии и прозы, мужества и сердечности, сострадания и гнева, восхищения и негодования, веры и сомнений. Бунин всегда трепетно, молитвенно относился к слову. В годы словесного блуда, «в дни злобы и страданья» писатель звал беречь «наш дар бессмертный - речь». Он верил:
Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена. Л. Крутикова
1 «Переписка А. М. Горького и И. А. Бунина».- «Горьковские чтения 1958-1959». М., Изд-во АН СССР, 1961, с. 52, 53. 2 А. А. Золотарев. Бунин и Горький.- «Наш современник», 1965, № 7, с. 103. Поделиться с друзьями:Похожие материалы:
|