Загрузка...
Филфак Главы Б.Ляшенко "Как надо..." - Работа над дикцией



Б.Ляшенко "Как надо..." - Работа над дикцией

20.03.2009 22:38

Будем считать, что вы уже научились правильно дышать и овладели правильной артикуляцией. Теперь начинайте работу над улучшением дикции, но с уже знакомых вам упражнений. Еле слышным голосом выдыхайте следующие гласные: [А-О-У-Э-Ы-И]. Выдыхайте, как всегда, очень плавно, "тепло", негромко. Связки не напряжены. Мышцы шеи предельно расслаблены. Плечи ни в коем случае не приподняты, ключицы тоже в спокойном состоянии. Грудь при вдохе не поднимается. Упражнения надо делать так: 1. Один звук - целый выдох. 2. На одном дыхании три звука [А-О-У], потом вдох (носом) и на выдохе - следующие три звука [Э-Ы-И]. 3. Теперь все шесть звуков на одном выдохе. Освоив эти упражнения (а их надо повторить несколько раз каждое), начинайте произносить на выдохе шесть слогов: [ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ] [ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ-ХТИ] [КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ] [ Т-ТА, Т-ТО, Т-ТУ, Т-ТЭ, Т-ТЫ, Т-ТИ] (следите за тем, чтобы звучало именно [ТТА-ТТО-ТТУ-ТТЭ-ТТЫ-ТТИ] а не [ТЭ-ТА, ТЭ-ТО]) [НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ-НТИ] [МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ-МТИ] [РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ-РТИ] [ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ-ФТИ] Эти упражнения принесут вам пользу лишь в том случае, если каждая буква будет произноситься с предельной четкостью. Всякие послабления - пустая трата времени. Как только эти упражнения перестанут быть для вас трудными, считайте, что вы победили. Переходите к следующим упражнениям. Еще и еще раз проверьте перед зеркалом, правильно ли вы артикулируете звуки. Произнесите несколько раз слитно [А-О-У-Э-Ы-И]. В общем, сделайте небольшую разминку при помощи знакомых упражнений. Теперь новые упражнения. Читайте нижеприведенные слова, сосредоточивая все внимание на гласных звуках каждого слова, но, разумеется, и не проглатывая все остальные. Следите за артикуляцией и одновременно за четкостью произношения. 1. Автор, армия, азбука, аист, айсберг, астра, Африка, ампула, атлас, Австрия, акация, араб, абзац, атака. Повторите 5-6 раз. 2. Обжиг, облик, облако, обморок, ода, окись, оползень, окрик, очерк, отечество, опера, общество, отчим, обои, околица, охота, огонь. Вы не забыли? Очень четко гласные, не забывая о четкости согласных. Повторите 5-6 раз. 3. Улица, уши, уголь, удочка , ужин , увалень, утка, утро, утварь, утренник, устрица, уксус, усушка, упругий, укутать. 4. Эпос, эра, эхо, экстра, экспорт, этика, этаж, Эмма, Эльба, экспресс (ре), экзема (зе) . 5. Рыба, быт, крыша, крыса, лыко, рык, бык, стык, тыква, пышка, глыба, отрыжка. 6. Иволга, ива, икс, индекс, импорт, исподволь, искренность, бинт, исповедь, гимн, плинтус, книги, гниль, ваниль, сила. 7. Юля, юность (одно Н), юнга, южный, юрта, юркий, юбка, юмор, юнкер, Юра, вьюшка, рюшка, люк, плюс, плюмбум. 8. Яблоко, яшма, яма, ягода, ябеда, ясли, яркость, ясный. ярмарка, явка, бяка, грядка, тряпка, клятва, гряда, мята, смятый. Если вы считаете, что с гласными у вас уже все в порядке, переходите к упражнениям с согласными звуками, Они потребуют большего усилия губ, большего напора воздуха. Тем не менее, не надо при этом надувать щеки, покрываться потом и краснеть. Не делайте чрезмерных усилий. Четко, ясно, при активной работе губ. Если губы у вас вялые, то их можно укрепить при помощи упражнений в которых много звуков [П] и [Б]. Начните с таких: 1. Представьте себе, что губы вам кто-то склеил. Теперь чётко, словно разрывая склеенные губы, произнесите: [П-Б], [П-Б], [П-Б]. ИМЕННО [П-Б], а не [ПЭ-БЭ]... произносите в течение полуминуты. Произнесите слоги: [ПА-ПО-ПУ-ПЭ-ПЫ-ПИ], - с напором произнося [П]. Теперь произносите: [БА-БО-БУ-БЭ-БЫ-БИ], [ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПЕ-ПИ-ПИ], [БЯ-БЁ-БЮ-БЕ-БИ-БИ]. Непременно следите за тем, чтобы при произнесении [П] и [Б] губы работали, напрягаясь. Не позволяйте им быть "кисельными". Пусть они у вас устают, даже немного деревенеют. 3. Делая ударение на первом слоге, произнесите слитно: [ПАББА], [ПОББО], [ПУББУ], [ПЭББЭ], [ПЫББЫ], [ПИББИ]; [БАППА], [БОППО], [БУППУ], [БЭППЭ], [БЫППЫ], [БИППИ]. 4. Произнесите: [Т-Д, Т-Д, Т-Д, ТЬ-ДЬ, ТЬ-ДЬ,ТЬ-ДЬ] Следите за тем, чтобы звучало именно [Т] и [Д], а не [ТЭ] и [ДЭ]. Отрывисто, четко и только основной звук, без прибавки к нему [Э]. 5. Теперь несколько раз повторите: [ТА-ТО-ТУ-ТЭ-ТЫ-ТИ];[ДА-ДО-ДУ-ДЭ-ДЫ-ДИ];[ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТЕ-ТИ-ТИ];[ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДЕ-ДИ-ДИ]. Напоминаю: это вы делаете для совершенствования дикции. Поэтому произносите все звуки отчетливо, с большими усилиями, чем это было, скажем, при отработке артикуляции, где важны губы, зубы, язык, а не голос или дикция. ДЛЯ ВЯЛЫХ ГУБ полезно (после вышеприведенных упражнений) заняться скороговорками типа: "У быка бела губа была тупа", "При попе по попе, без попа на попа". Произносите их сначала медленно, оттачивая каждый звук, сосредоточиваясь на крепком звучании П и Б. Помните: они должны быть у вас своего рода маленькими "взрывами" (губы словно склеены, и вы их разрываете). Постепенно ускоряйте произнесение скороговорок, следя при этом, однако, за взрывчатыми П и Б. 6. Произнесите раза 2-3 следующие звукосочетания: ТАДДА, ТОДДО, ТУДДУ, ТЭДДЭ, ТЫДДЫ, ТИДДИ ДАТТА, ДОТТО, ДУТТУ.ДЭТТЭ, ДЫТТЫ, ДИТТИ Ф-В,Ф-В,Ф-В,ФЬ-ВЬ,ФЬ-ВЬ,ФЬ-ВЬ ФА-ФО-ФУ-ФЭ-ФЫ-ФИ;ВА-ВО-ВУ-ВЭ-ВЫ-ВИ ФЯ -ФЁ-ФЮ-ФЕ-ФИ-ФИ;ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВЕ-ВИ-ВИ ФАФФА -ФОФФО-ФУФФУ-ФЭФФЭ-ФЫФФЫ-ФИФФИ ФЯФФЯ -ФЁФФЁ-ФЮФФЮ-ФЕФФЕ-ФИФФИ-ФИФФИ ВЯВВЯ-ВЁВВЁ-ВЮВВЮ-ВЕВВЕ-ВИВВИ-ВИВВИ По этой же схеме можете делать упражнения со звуками: [К-Г,К-Г,К-Г,КЬ-ГЬ-ГЬ] (вернитесь к схеме 4-го упражнения). Выполнять все эти упражнения нужно до полного их освоения, чтобы они стали привычными. А потом прибавьте следующие звукосочетания. К каждому новому переходите после освоения предыдущего: КАГГА-КОГГО-КУГГУ-КЭГГЭ-КЫГГЫ-КИГГИ ГАККА-ГОККО-ГУККУ-ГЭККЭ-ГЫККЫ-ГИККИ ТАДДА-ТОДДО-ТУДДУ-ТЭДДЭ-ТЫДДЫ-ТИДДИ ДАТТА-ДОТТО-ДУТТУ-ДЭТТЭ-ДЫТТЫ-ДИТТИ ФАВВА-ФОВВО-ФУВВУ-ФЭВВЭ-ФЫВВЫ-ФИВВИ ВАФФА-ВОФФО-ВУФФУ-ВЭФФЭ-ВЫФФЫ-ВИФФИ ЛАЛЛА-ЛОЛЛО-ЛУЛЛУ-ЛЭЛЛЭ-ЛЫЛЛЫ-ЛИЛЛИ РАРРА-РОРРО-РУРРУ-РЭРРЭ-РЫРРЫ-РИРРИ МАММА-МОММО-МУММУ-МЭММЭ-МЫММЫ-МИММИ НАННА-НОННО-НУННУ-НЭННЭ-НЫННЫ-НИННИ СТАЗДА-СТОЗДО-СТУЗДУ-СТЭЗДЭ-СТЫ3ДЫ-СТИЗДИ ЗДАСТА-ЗДОСТО-ЗДУСТУ-ЗДЭСТЭ-ЗДЫСТЫ-ЗДИСТИ ШАЖЖА-ШОЖЖО-ШУЖЖУ-ШЭЖЖЭ-ШЫЖЖЫ-ШЫЖЖЫ ЖАШША-ЖОШШО-ЖУШШУ-ЖЭШШЭ-ЖЫШШЫ-ЖЫШШЫ ЧАЩЩА-ЧОЩЩО-ЧУЩЩУ-ЧЭЩЩЭ-ЧИЩЩИ-ЧИЩЩИ (разумеется, что на [ЧА] будет звучать как [ЧЯ],[ЧО]-как [ЧЁ], а [ЧУ], как [ЧЮ]) ХАХХА-ХОХХО-ХУХХУ-ХЭХХЭ-ХЫХХЫ-ХИХХИ И еще: К П Т А -КПТО-КПТУ-КПТЭ-КПТЫ-К П Т И ТКПА-ТКПО-Т К П У - ТКПЭ-ТКПЫ-ТКПИ ПТКА-ПТКО- П Т КУ - ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ ГБДА-ГБДО-ГБДУ-ГБДЭ-ГБДЫ-ГБДИ Отработав эти сочетания, можно переходить к труднопроизносимым: рассчитывает, исчезнувшие ,взяточничество, специфический, неиссякаемый, пессимистический, интеллигенция, интеллектуальный, корреспонденция, баррикадировать, нововведение, экзальтированность, воображение, однообразие, целесообразность, соответствующими, самоотверженность, зоологический, подчёркивается выхватывается, своеобразное участвовавшими, предшествовавшими долженствовавшие, скомбинированные взаимоотношения, реабилитация, трансформируемый, приличествующие, неврастенические, зафиксированные, детализирующие, усовершенствованиями, публицистичеккий, рекогносцировка, экзаменационный, вспомоществование, останавливающимися, компрометирующими, усовершенствования, покровительствовавшие, облагодетельствованные, переосвидетельствованными, совершенствующимися, деморализация, сосредоточивающимися, скандализированные, железоплавильные, демобилизация,децентрализация, денационализация, демуниципализировать, констатировавшими, каменноугольный, компетентность, концентрационные, выкристаллизовавшимися, разнервничающаяся, вероисповедание, взгромоздившиеся, фантасмагорические, могущественнейшие, неистовствующую, невыговариваемыми, безмолвствовавшая, обеззараживающие, опрокидывающимися, обусловловаемую, транспортируемыми. Если слово сразу целиком не получается, то вы делите его на части, стараясь между частями делать минимальные паузы: де-муниципа-лизировать, вы-кристалли-зовав-шимися, невыго-вари-ваемыми и так далее. Но это - только на самых первых порах. А потом говорите эти слова все быстрее и быстрее. И вот, когда они станут для вас такими же привычными, как "мама" и "папа", считайте, что вы одержали блестящую победу.

СКОРОГОВОРКИ

Скороговорки могут быть с "нацеливанием" на один из каких-то звуков, а могут быть на полное смешение звуков. Вот несколько скороговорок, в которых упор делается на [Б], [П], и [Т]. Они полезны для укрепления мускулатуры вялых губ. "При попе по попе, без попа на попа" (то есть, когда вы с попом, то вы ему поддакиваете, а как только остаетесь без попа, то наговариваете на этого попа). "Попытка не пытка". "Купи кипу пик". "Добыл бобов бобыль". "У быка бела губа была тупа". "От топота копыт пыль по полю летит". "Расскажите про покупки Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои". Во всех этих скороговорках надо особенно четко] произносить звуки [П], [Б], [Т]. Очень активно работая губами, старайтесь довести их до степени некоторой усталости. Вот несколько скороговорок на отработку звука [Р]: "На горе Арарат корова рогами горох собирала, да дура потом весь растеряла". "Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу". "Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши". "Раз дрова, два дрова, три дрова, четыре дрова". "На дворе трава, на траве дрова, нарубленные дрова, а под ними трава" "Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипит укроп Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп". "Во мраке раки расшумелись в драке". "Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет". Несколько скороговорок со звуками [С], [Ш] и [3]: "У Сени и Сани в сетях сом с усами". "Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Соньку с ног, Саньку в бок, Сеньку в лоб, все в сугроб". "Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов". "Свиристель свиристит свиристелью". На мели мы налима лениво ловили, На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы, Мила, молили И в туманы лимана манили меня?" Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе". Скороговорка на [Ч]: "В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа четыре чёрненьких чумазеньких чертёночка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто чертили чертенята, да не точнёхонько". На [Ш]: "Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше, шею суше, суше уши и не пачкай уши тушью". На Щ: "Щипцы да клещи клещи - вот и все наши вещи". "Тщетно щука тщится ущемить леща с лещицей". Есть еще одна забавная скороговорка, которую надо начинать осваивать медленно, а потом все ускоряя чтение, При этом старайтесь произнести на одном дыхании как можно больше слов. "Жили-были три японца: Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак -Цидрак-Цидрони. Жили-были три японки: Циппи, Циппи-Дриппи, Циппи-Дриппи-Лямпомпони. Поженились: Як на Циппи, Як- Цидрак на Циппи-Дриппи, Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони на Циппи-Дриппи-Лямпомпони. Родились у них япошки: у Яка с Циппи-Шах, у Як-Цидрака с Циппи-Дриппи Шах-Шахмат, у Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони с Циппи-Дриппи-Лимпомпони- Шах- Шахмат-Шахмат Шахмони". Некоторые педагоги рекомендуют читать скороговорки и поговорки на шёпоте. Звук не должен задевать связки. Произносите скороговорки на центральном регистре, о котором мы уже говорили. Попробуйте так делать. Можно конечно, заниматься скороговорками и вполголоса. Кричать по крайней мере, не надо. Короткие скороговорки сначала произносите так одну на одном дыхании. Потом на одном дыхании ту же скороговорку произносите два раза, потом три, четыре и дальше - насколько хватит длинного дыхания. Но не надо делать это до изнеможения. Хочу повториться: скороговорки с [П], [Б] и [Т] надо произносить, следя за усиленной работой губ. Пусть они нарабатывают упругость. Возможно, вы захотите выбрать свои любимые скороговорки для упражнений. Выбирайте, но важно при этом, чтобы они были как можно разнообразнее. И еще: осваивая скороговорки, не произносите их автоматически. Придавайте им вид осмысленного чтения Произнося, скажем, скороговорку: "Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши"- переносите ударение с одного слова на другое: "Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши". А потом: "Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши". И дальше: "Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши" и так далее Проделывайте это с каждой скороговоркой, превращая занятия в своего рода игру, наполняйте чтение самыми разными эмоциями. НЕОБЫЧАЙНО ПОЛЕЗНО читать в качестве упражнения стихотворение В.Брюсова "Буря с берега". Освоив дыхание и читая затем это стихотворение, вы начинаете переходить еще к одному этапу совершенствования своей дикции. ...

|ПЕРЕКИДЫВАЕМЫЕ, ОПРОКИДЫВАЕМЫЕ РАЗОЗЛИЛИСЬ, РАЗБЕСИЛИСЬ БЕЛОУСЫЕ УГРИ. ВНИЗ ОТБРАСЫВАЕМЫЕ, КВЕРХУ ВСКИДЫВАЕМЫЕ РАСПЛЕТАЛИСЬ И СПЛЕТАЛИСЬ ОТ ЗАРИ И ДО ЗАРИ. ЗМЕИ ВЗДРАГИВАЮЩИЕ, ЗМЕИ ВЗВИЗГИВАЮЩИЕ, ЧТО ЗА ПЛЯСКУ, ЧТО ЗА СКАЗКУ ВЫ ЗАТЕЯЛИ ВО МГЛЕ МГЛАМИ ВЗВИХРИВАЕМЫМИ ПУТЬ ЗАБРЫЗГИВАЮЩИЕ, ВЫ ЗАКРЫЛИ, ЗАСЛОНИЛИ ВСЕ ФАРВАТЕРЫ К ЗЕМЛЕ. ТЬМАМИ ВСАСЫВАЮЩИМИ ОПОЯСЫВАЕМЫЕ, ЗАМЕТАЛИСЬ, ЗАТЕРЯЛИСЬ В ОКЕАНЕ КОРАБЛИ, С НЕУДЕРЖИВАЕМОСТЬЮ ПЕРЕБРАСЫВАЕМЫЕ, ВОДОЗМЕИ, ОГНЕЗМЕИ ИХ В ПУЧИНУ ЗАВЛЕКЛИ. ЧЕМ ОБМАНЫВАЕТЕ ВЫ? НЕ СТРЕМИТЕЛЬНОСТЯМИ ЛИ ИЗГИБАНИЙ, ИЗВИВАНИЙ ДЛИННОВЫТЯНУТЫХ ТЕЛ? И ЗАЛАСКИВАЕТЕ ВЫ НЕ МЕДЛИТЕЛЬНОСТЯМИ ЛИ ЛАСК ПЬЯНЯЩИХ, УВОДЯЩИХ В НЕИЗВЕДАННЫЙ ПРЕДЕЛ?

Чтобы добиться нужного эффекта, читать стихотворение следует сначала медленно и очень плавно, выговаривая каждую из букв, а не только каждое слово. обратите особое внимание на такие слова, как "взвих-ри- ва-е-мы-ми", "о-поя-сы-ва-е-мые", "не-у-дер-жи-ва-е- мостью".Вчитайтесь в них, а потом "вговоритесь", постепенно освобождаясь от усилий. Прочитав стихотворение медленно и убедившись, что со всеми словами у вас полный порядок, переходите к более быстрому чтению. Если есть желание, можете довести чтение до степени скороговорки. Только помните: читать надо, понимая, о чем вы читаете, словно "вкушая" аромат этого стихотворения, а не просто быстро перечисляя слова. Чисто спрашивают: можно ли резкий, крикливый голос сделать более мягким? Да. Если голос ваш именно таков, ни в коем случае не читайте скороговорки и стихотворение В.Брюсова на высоких нотах и громко Поначалу выберите "центр" своего голоса. Затем начинайте занижать голос на одну ноту. Как только почувствуете, что дошли до предела в понижении голоса (когда у вас уже не голос, а еле слышный "сип"), повысьте голос на одну ноту и именно в этой тональности начните читать стихотворение. Все стихотворение читайте, не| повышая и не понижая голоса, на одной ноте. Не| напрягайте связки, не переходите к громкому чтению, мягко, плавно укрепляйте звучание голоса на данной ноте. Потом он окрепнет. После этого тренируйте таким же образом ноту чуть выше от уже разработанной. Сделайте ее звучащей мягко, без надрыва и резкости. Так вы выровняете тембр и станете звучать значительно приятнее. Когда будете читать стихотворение, старайтесь, чтобы голос звучал внутри нёбного купола, чтобы поток звука не бился о зубы. Представьте себе, что во рту у вас небольшой мяч. А теперь скажите [А] - звук должен образовываться у нёба, под основанием носа. Он должен быть "округлённым". Добейтесь такого звучания и начните читать скороговорку. Медленно, плавно, не теряя ощущения, что во рту у вас мячик (или круглая картошка) Надо усвоить это ощущение. Сделав его привычным, вы сумеете обархатить свой голос, убрать из него излишнюю резкость. Если же ваш голос тускл, вяловат, то упражнения (и стихи) следует на первых порах читать утрированно резко, четко и по мере сил темпераментно. Будьте терпеливы. Приготовьтесь заниматься упорно, методично, с соблюдением советов. Следите за состоянием связок. Они не должны после упражнений "гореть". Заметив неполадки, уменьшайте количество упражнений, делайте менее сложные и не так долго, как следовало бы. Замедленная постепенность в таком случае будет идти вам на пользу. Если же у вас, не дай Бог, "пропал" голос (сделалось так называемое несмыкание связок), займитесь специализированной гимнастикой, которую рекомендует видный педагог Э.М.Чарели: 1. Откройте рот, как при показе врачу, язык свободно выдвинут вперед. Такое положение рта способствуетсветлому звучанию. 2. Сделайте небольшой вдох и произнесите шёпотом гласную [А] на высоком тоне, продержав ее 5-7 секунд. 3. После окончания шёпотного произнесения сделайте паузу 5 секунд. Во время паузы не отвлекайтесь, не кашляйте, не разговаривайте. 4. По истечении паузы проба голоса на следующих звукосочетаниях: , АББА-АББА-АББА-АДДА-АДДА-АДДА, АММА-АММА-АММА-АННА-АННА, АННА- АЛЛА- АЛЛА- АЛЛА- АРРА- АРРА- АРРА. Произнесите эти звукосочетания при повороте головы вправо, влево, а также при легком наклоне туловища вперед. Движения, повороты и наклоны вперед должны быть мягкие, напор воздуха на начало звукосочетаний - самый мягкий, без крика, без усилий. Первые сутки следует выполнять упражнения через два часа в течение дня. На следующий день можно подключить небольшие тексты. Срок исправления несмыкания связок при правильном применении гимнастики 2-3 дня. Очень хорошо взять для упражнений фрагмента гекзаметров. Хотя бы из "Илиады" Гомера. Сначала очень внимательно, с карандашом в руке прочитайте текст. Определите логические центры соедините линией мысль, переходящую с конца одной строки на начало другой. Определите центр своего голоса На нем и начинайте читать гекзаметр. Как его читать? Сначала познакомьтесь с текстом, а потом вы найдете несколько упражнений, пользуяс которыми и станете читать гекзаметр: "Там предстала супруга, за нею одна из прислужниц, Сына у персей держала, безсловного вовсе младенца, Плод их единый, подобный звезде лучезарной. Тихо отец улыбнулся, безмолвно взирая на сына, Подле него Андромаха стояла, лиющая слезы Руку пожала ему и такие слова говорила: "Муж удивительный, губит тебя твоя храбрость. Ни сына Ты не жалеешь младенца, ни матери бедной; скоро Буду вдовой я несчастная, скоро] тебя аргивяне, Вместе напавши, убьют, а тобою покинутой,| Гектор, Лучше мне в землю сойти: никакой мне не| будет отрады, Если постигнутый роком, меня ты оставишь удел мой Горести. Нет у меня ни отца, ни матери нежной Старца отца моего умертвил Ахиллес быстроногий, Матерь мою, при долинах дубравного Плака царицу. Пленницей в стан свой привлек он с другими добычами брани, Но даровал ей свободу, приняв неисчислимый выкуп. Гектор, ты всё мне теперь - и отец, и любезная матерь, Ты и брат мой единственный, ты и супруг мой прекрасный. Сжалься же ты надо мною и с нами останься на башне. Сына не сделай ты сирым, супруги не сделай вдовою. Воинство наше поставь у смоковницы: там наипаче Город приступен врагам и восход на твердыню удобен. Трижды туда подступая, на град покушались герои, Оба Аякса могучие, Идоменей знаменитый, Оба Атрея сыны и Тидит, дерзновеннейший воин. Верно, о том им сказал прорицатель какой-либо мудрый, Или, быть может, самих устремляло их вещее сердце". А теперь несколько упражнений.

УПРАЖНЕНИЕ ПЕРВОЕ

Берите полное дыхание и на среднем регистре начинайте очень медленно, плавно, слитно читать с добиранием воздуха первые строчки. Добивайтесь того, чтобы во время чтения не было пауз между словами. Чтение должно быть певучим.

УПРАЖНЕНИЕ ВТОРОЕ

На одном дыхании читайте одну строку. Затем на одном дыхании читайте две строчки. Ускоряя темп чтения, читайте на одном дыхании три строчки и даже четыре.

УПРАЖНЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Для развития силы голоса. Выберите для чтения четыре строчки. Первую читайте тихо, вторую погромче третью еще громче и четвертую громко, но не доводя до крика. Дыхание берите посреди строчки.

УПРАЖНЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

В первой строчке звучание ведём от тихого громкому. Во второй строчке наоборот: от громкого тихому. Проделайте это несколько раз, пока не достигнете естественности звучания.

УПРАЖНЕНИЕ ПЯТОЕ

Одну строчку произносим очень тихо, вторую очень громко, но и в том и в другом случаях плавно, не отрывая одно слово от другого.

УПРАЖНЕНИЕ ШЕСТОЕ

Одну строчку читаем плавно, вторую - чеканно] произносим каждое слово. Третью строчку читаем опять плавно, а потом две строчки чеканно. Затем одну плавно] а три чеканно.

УПРАЖНЕНИЕ СЕДЬМОЕ

Изменение темпа. Начинаем на среднем регистре, очень медленно, на одной ноте. С каждой строчкой ускоряем чтение, доводя до очень быстрого. Потом от быстрого чтения постепенно, от строки к строке, доводим чтение до очень медленного.

УПРАЖНЕНИЕ ВОСЬМОЕ

Первую строчку читаем на низкой ноте, вторую – на ноту выше, третью - еще на ноту выше, а потом возвращаемся вниз - по одной ноте на каждую строчку.

УПРАЖНЕНИЕ ДЕВЯТОЕ

Каждое последующее слово строчки читаем на одну ноту выше (не доходя, естественно, до писка).

УПРАЖНЕНИЕ ДЕСЯТОЕ

Два слова на одной ноте, два следующие - на ноту выше, еще два слова на ноту выше, и так до тех пор, пока ваш голос способен звучать естественно и свободно, Начинать упражнение с гекзаметром всегда надо на среднем регистре на удобном для вас тоне. Когда вы "разогреете" голос, приступайте к комплексу упражнений, который у вас в этот день на очереди. А каждый день сделайте по одному упражнению, но несколько раз. Вместо сложного гекзаметра можно взять в качестве упражнений несколько упрощённую его форму, придуманную когда-то одним из педагогов по постановке голоса: "Помни, приятель, что нужно всегда перед речью сначала: Воздуха сделать запас, расширивши всю диафрагму, Низ живота подтяните, получится звуку опора. Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны. Воздуха зря не расходуй, всегда насыщай его звуком. Каждый из этих стихов говори на одном выдыханье и говори, постепенно живот сокращая. Нижние рёбра, однако, пусть будут в развёрнутом виде. Чтение строчки окончив, краткую паузу сделай, Воздуха часть добери, только пользуясь нижним дыханьем. Строго всегда наблюдай, чтобы слово отчётливо было: Гласные звуки, согласные правильно артикулируй Рот не ленись открывать, чтобы речь не цедилась сквозь зубы, Звук же вперед направляй, дабы он резонировал "в маске" Прежде чем тон изменять по высотам, длиннотам и силе, В ровности ты укрепись и в достаточной громкости звука. Слушай себя, и следи, чтобы голос не слабнул, не падал, Чтоб равномерно звучали стихи и в конце, и в начале. Медленно, мерно, отчетливо-ясно, без крика, но звучно. Вот как на первых порах надлежит выполнять упражненье".

Далее: Устранение дикционных недостатков

Оглавление 

Похожие материалы: