Развитие устной речи учащихся на уроках литературы |
15.10.2011 22:44 |
Развитие речи осуществляется в двух направлениях: развитие устной и письменной речи. Оно должно проходить на основе речевой деятельности - это активный целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний. Принципы развития речевой деятельности: 1) взаимодействие нравственного, интеллектуального, художественного, эстетического и речевого развития школьника. 2) органическая взаимосвязь работы по развитию речи со всеми компонентами занятий по литературе. 3) разнообразие методических форм и приемов. 4) соблюдение преемствености речевого развития с предыдущими классах 5) практическая направленность работ по развитию речи и приближение ее к реальным жизненным ситуациям и формам искусства. 6) систематический характер работы. 7) учет межпредметных связей. Основные направления по речевому развитию: 1) словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения. 2) обучение различным видам и жанрам монологического высказывания на разные темы. 3) организация диалогического общения. 4) создание речевых ситуаций. Виды: проблемные; связанные с изменениями функции ученика, но приближенные к реальной действительности; художественно-игровые (общение с героями в воображении); фантастические (перевоплощение в героя). 5) активизация межпредметных взаимодействий в аспекте речевой деятельности. Развитость речи учащихся зависит от общего речевого режима школы, насколько активно учителя вовлекают учеников в речевую деятельность. Устная речь требует быстрой реакции, умения найти нужное слово - уточнить его, подобрать синонимы и т.д. Если активный словарь школьника примитивен, у ученика не хватит слов для выражения мысли. Необходимо его расширять - в старших классах и за счет терминов, книжных оборотов. Необходимо не только находить слова, но и связывать их. Это умение предполагает освоение грамматического строя русского языка. Основной формой развития связной речи в 4-7 классах является пересказ. Речь всегда обращена к слушателю. Выступающий должен предвидеть реакцию слушателя и быстро реагировать. Устное выступление должно иметь свою завязку, развитие мысли, кульминацию и вывод. В сообщении не должен быть ничего лишнего. Оно должен быть логичным, речь - выразительной. Формы работы - выразительное чтение, пересказ, заучивание наизусть, работа с ремарками, сопоставление текстов, доклады, выступления. Поделиться с друзьями:Похожие материалы:
|