Основные этапы развития преподавания литературы второй половины 20 века |
16.10.2011 21:12 |
В 1933 году вышла стабильная программа литературного образования, которая сохранилась до 1991 г. Главные особенности: 1) литература признается одним из важнейших предметов. 2) В средних классах утверждается курс «Литературное чтение», то есть предлагается особое изучение художественных произведений. 3) Внимание учителя направляется на анализ произведения в единстве формы и содержания. 4) В старших классах изучается краткий курс истории литературы, внедряющий ряд монографий и обзорных тем. 5) Основа программы - марксистско-ленинская философия. В начале 60-х гг. на Всероссийском съезде учителей принимается закон о школе, начинается работа по созданию новых программ по литературе. В 70 гг. производится небольшой «косметический ремонт» программы. Центральной проблеме преподавания литературы, анализу литературного произведения, посвящается целый ряд методических работ, авторы которых высказывают неудовлетворенность сложившейся практикой школьного анализа. Событием в методике становится посмертное издание книги Гуковского «Изучение литературного произведения в школе», в которой предлагается сосредоточить внимание учащихся на анализе текста, основанном на научной методологии. В 60-80 гг. в школе по-прежнему преобладают традиции воспитательного чтения в средних классах и тенденциозный историко-литературный курс в старших классах. Оживленные споры и неоднозначные оценки вызывает движение учителей-новаторов, опиравшихся прежде всего на традиции этико-эстетического направления в преподавании литературы. Акцент на воспитательном значении произведений классической и современной литературы ставится практически во всех методических работах. В конце 80 гг. в МПЛ намечаются перемены, связанные с разработкой новой концепции общего среднего образования. Публикуются варианты программ по литературе, издаются пробные учебники. Много внимания МПЛ уделял Кудряшев вопросу эстетического воспитания учащихся, изучению литературных произведений с учетом их родовой специфики - «Об изучении языка художественных произведений в 5-7 классах». Он отмечает определение значение личности ученика в процессе обучения в работе «Теоретические основы методики литературы». Активно участвовал в разработке школьных программ и подготовке пособий. Методический сборник «Вопросы методики преподавания литературы в школе». Разделяет 4 основных метода обучения: творческое чтение, репродуктивный, эвристический, исследовательский. Поделиться с друзьями:Похожие материалы:
|