Загрузка...

Рекомендуем

Отель юность забронировать номер в отеле юность www.tui.ru.
Филфак Главы Ораторское искусство как прообраз публицистической деятельности. Преклонение перед словом и его возможностями в трудах философов и ораторов античности



Ораторское искусство как прообраз публицистической деятельности. Преклонение перед словом и его возможностями в трудах философов и ораторов античности

PDF 
29.09.2011 22:45

Преклонение перед чудом слова - Аристотель,Платон, Исократ, Данте и т.д. Преклонение особенно характерно для софистов (странствующие любители мудрости) и учителей красноречия. В Риме существовали: оратор (общественный деятель, государственный муж, владеющий красноречием как средством политической деятельности) и риторы (знатоки теории красноречия, преподаватели, но не могли быть ораторами). Риторики Аристотеля (свод правил о языке) стремились классифицировать роды публичных слов и систематизировать приемы каждого из них. Три основных рода красноречия: эпидектическое (торжественное), судебное, совещательное или политическое. Греки-ораторы: Антифонт, Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Липург, Демосфен, Гиперид, Динарх, Эсхин. Средства выразительности языка: состязательность, острота полемичности, лобовое противопоставление за и против. Демосфен сделал открытие - риторические вопросы. Сходство с публицистикой: актуальность, практическая действенность, воздействие на общество. Отличия: нетождественность устных и письменных речевых средств, отображение действительности и воздействие на нее. Риторики различают в построении речи след этапы: нахождение, расположение, словесное выражение, запоминания, произнесение. Для современности характерны первые три. Слово, носитель информации, коммуникативно любое слово содержит не только определенную информацию ,но и выполняет функцию воплощения определенного смысла. Слово обозначает не один предмет, а класс вещей и явлений. Слово выражает мысли и чувства. Произносимые слова имеют определенное звучание. В Древней Греции слова группировались по характеру их звучания, музыкальности. Культура Греции и Рима до конца античного мира была культурой устного, а не письменного слова. Меткий, сочный, образный язык поэтов и философов составлял основу эрудиции древнего грека, так как научные знания о природе были еще очень небольшими, поэтому огромная любовь к цитированию в позднейшей риторике,стремление зафиксировать крылатые фразы на века - высечь на камне и установить скрижали в наиболее людных местах. Слова способны страх пресечь и горе унять, радость вселить и т.д. (родоначальник аттического красноречия Горгий). Сам распространенным видом практической риторики в Греции было судебное красноречие. Почти все ораторы, включая Демосфена и Цицерона, имели судебную практику. Слово, брошенное наугад, губит вместе с собой и полезную мысль. Наука о соединении слов - три задачи: 1.установить, что в соединении с чем получается - по самой своей природе красивое и приятное сопряжение.2.как расположить.3.нужна ли переделка (Дионисий Галикарнасский «О соединении слов»). Аристотель Стагирит подвел итог развитию классического греческого красноречия в трактате «Риторика». В нем он обратился к теории аттической прозы. «Раз речь не ясна - она не достигает своей цели». Рим, Цицерон, «Речь за Мурену»:совмещает два искусства: полководца и хорошего оратора. Республиканский Рим решал свои государственные дела дебатами в народном собрании, сенате и суде,где мог выступить каждый свободный гражданин,поэтому владение словом было необходимым условием древнеримского гражданина. В Риме уважение к ораторскому слову было древним и традиционным,а искусное владение публичной речью было важным фактором государственно-политической деятельности. Ораторское искусство полководца-один из важных факторов ведения войны. Цицерон,  «Оратор»: «самое трудное в речи - понять, что в каком случае уместно».«Об ораторе»(диалог между Луцием Луцинием Крассом, Марком Антонием, Гаем Аврелием и др.): очерк о достоинствах идеального оратора и о путях к достижению совершенства в ораторском искусстве. «Брутт» -очерк исторического красноречия, теоретически обосновывает ораторский идеал.

Похожие материалы: