Загрузка...

Рекомендуем

Филфак Главы Л.В.Успенский "Культура речи" - Вот и конец



Л.В.Успенский "Культура речи" - Вот и конец

02.08.2005 21:57

Да, мы подошли к концу. Вы — чтения этой небольшой книжки, я — многомесячного обдумывания своей работы, бес­конечных ее переделок и переправок. Хочется на этой странице как можно лаконичнее сформулировать еще раз те общие поло­жения, на которых книга основана и которые в ней отстаива­ются.

I. Книга эта — не учебное пособие и не работа педагога. Это — свободные размышления литератора, который за свою жизнь много прислушивался к языку и речи, много «работал» и над ними, и при их помощи; и наблюдал, как овладевали речью по меньшей мере три поколения детей.

II. Размышления о культуре речи. Под этим термином здесь разумеется свободное владение речью прежде всего устной, а затем уже и письменной, поскольку второе обычно зависит от первого. Говорится здесь о владении не только правильной речью, но и хорошей, т. е. доходчивой, эмоционально окрашен­ной, обладающей силой воздействия, красивой.

III. Речи хорошей человек обучается всю жизнь, с ее первых и практически до последних дней. Мне скоро 76 лет, а я все еще вношу усовершенствования в оба вида моей речи — и в пись­менную и в устную.

IV. Важнейшим условием для того, чтобы маленький, а потом и молодой человек овладел культурой речи, является то «поле языковых сил», та «речевая атмосфера», в которую он бывает погружен с самых первых дней своего существования, и до возмужанья по меньшей мере. Поэтому в овладении хорошей речью неизмеримо велика роль семьи, встречающей ребенка в первые месяцы по его прибытии в мир.

V. Правильной письменной, речи учит школа, и я советую не мешать ей в этом; она выполнит эту свою задачу лучше нас с вами.

VI. Не существует волшебных таблеток, вложив которые в уста ребенку, вы чудом сделаете его красноречивым оратором. Нельзя сердиться на тех, кому искусство свободной и живой речи не дается. Существует уйма людей высококультурных, которые неважно говорят. Тут, кроме воспитания, действуют и врожденные свойства, в точности, как при обучении музыке или живописи.

Мы же не удивляемся, когда из одного мальчика получается Ойстрах или Ван Клиберн, а из тысячи не выходит даже сносных таперов. Нельзя приходить в отчаяние, если ваш сын или ваша дочь вырастут людьми немногословными, предпочитающими слушать, а не говорить. Это тоже неплохо.

Но каждому из них можно привить минимум вкуса к хорошей речи, отвращение к речи грубой, вульгарной, кос­ноязычной.

Вот за этот минимум и стоит бороться. Успеха вам и вашим питомцам!

Оглавление