Л.В.Успенский "Культура речи" - Чему будем их учить |
02.08.2005 21:14 |
ЛЕГКОЕ ДЕЛО — ТЯЖЕЛО ПИСАТЬ И ГОВОРИТЬ, НО ЛЕГКО ПИСАТЬ И ГОВОРИТЬ — ТЯЖЕЛОЕ ДЕЛО. У КОГО ЭТО НЕ ДЕЛАЕТСЯ КАК-ТО САМО СОВОЮ. В. Ключевский
У вас —сын или дочурка, очаровательные создания. Вам хочется, чтобы к этому очарованию они присоединили бы еще и высокую культуру речи. Ну что ж? Давайте их учить. А чему? Речи? Но прежде всего какой —устной или письменной? Посмотрим в корень. Когда человека начинают обучать письму? Если он не вундеркинд, начинают обучение лет в шесть, перед самым поступлением в школу; возможно, уже находясь в детском саду. Значит, его грамотой в значительной мере, кроме вас, займутся специалисты своего дела — педагоги. Их главной заботой как раз и будет письмо, письменная речь, и вам можно быть спокойными в этом отношении: письму они обучат вашего малыша лучше и правильней, чем это можете сделать вы. Конечно, попадаются ребята, начинающие писать и с пяти и с четырех лет. Это — исключения, а мы с вами будем заниматься «средними случаями». Меня самого отдали в школу шести лет. На экзамене я поразил педагогов, смело начертав на огромной классной доске острым уголочком мела букву «о» размером чуть побольше, чем «о», напечатанные на этих строчках. Я выучился писать самоучкой, чтобы не отстать от своего старшего брата. Присматривался к его занятиям и затвердил буквы. Но очень долго не мог в толк взять, что, дойдя до конца строки, надо следующую начинать опять слева. Я их гнал «взад-вперед», «бустрофедон», «как пашут волы». Так в самой древности писали греки. Знал я (да и вы тоже) детей, еле пишущих и во втором-третьем классе: у каждого свой характер и свои способности. Так или иначе, чаще всего забота об обучении письму падает уже на школу. Заметим: как только дети поступают туда, родители начинают «сомневаться»: так ли учат наших Васеньку или Дашеньку, как нужно, и, в частности, почему их учат не так, как учили нас самих? От всего сердца советую вам: примите в расчет, что между светлыми днями вашего школярства и теми, когда «в первый раз в первый класс» отправился ваш первенец, прошло худо-бедно лет 18—20, если не больше. Когда меня снаряжали в школу, в Петербурге еще трамвая не было. Не было и телефонов. Моего старшего сына же я повез в первый класс уже на троллейбусе, трамвай стал транспортом устарелым. К этому моменту он уже без всякого затруднения звонил по любым телефонам и к кому заблагорассудится. Когда пришел черед учиться моему внуку, он превосходно включал и выключал телевизор, а ездить привык уже и на любых такси — на «Победах», на <Волгах». Я и в вузе писал еще стальным пером, макая ею в чернила, а этот внук в первом классе сражался еще с «вечной ручкой», а с третьего — официально перешел на «шарик». Поэтому в школе исчез важнейший в моем детстве предмет: «чистописание», а от необходимых нам «клякспапиров» сохранились теперь жалкие рудименты — белые листики форматом в полстраницы. Изменилось все вокруг. Так умно ли ожидать, чтобы в методах обучения, в школьных программах все застыло на уровне «вашего детства». Простите, почему «вашего», а не «моего»? Или отчего не на способах обучения времен моего дедушки, времен «Детства» Максима Горького? Помните? «—Ну-ка ты, пермяк, соленые уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая! Видишь фигуру? Это —аз. Говори: аз, буки, веди! Это —что?— Буки! —Понял! Это? —Глаголь. —Верно. А это? —Аз. ...Вскоре я уже читал по складам псалтирь... Обыкновенно занимались этим после вечернего чая и каждый раз я должен был прочитать псалом. —Буки—люди—аз—ла—бла; живете—иже—же—блаже (Горький запамятовал: «живете—иже» — не «же», а «жи»; нужно бы — «живете—есть—же». — Л. У.), наш—ер—блажен, — выговаривал я, водя указкой по странице, и от скуки спрашивал: —Блажен муж —это дядя Яков? —Вот я тебя тресну по затылку, ты и поймешь, кто есть блажен муж!» Точно так учили и ваших прадедов, но навряд ли вам показалось бы, что этот способ лучше того, что вы испытали на себе. Вообразите: если бы вам, первоклашкам, ваши прародители стали бы внушать, что вас учат неправильно, и надо учить не «а», «бе», «ве», а «аз», «буки», «веди»? И переубедили бы вас? Повторяю (возможно, не в последний раз!): ребенок пошел в школу — не вмешивайтесь в школьное обучение. Напротив, всемерно помогайте ему и в первую очередь во всем, что относится к обучению письменной речи, письму. Поделиться с друзьями:Похожие материалы:
|