Цитата

"Ум не есть высшая в нас способность. Его должность полицейская.  Он может только привести в порядок и расставить по местам то, что у нас уже есть… Разум есть несравненно высшая способность, но она  приобретается не иначе, как победой над страстями" (Н.В. Гоголь)

Рекомендуем

Филфак Библиотека Первоисточники Профессиональная этика журналиста. Нормы профессионального поведения журналиста


Профессиональная этика журналиста. Нормы профессионального поведения журналиста

| Печать |

Лекция по одному из предметов программы обучения журналистов. Рассматриваются вопросы о профессионально-нравственных принципах журналиста

Говоря о профессионально-нравственных представлениях, направляющих поведение журналистов в ходе их профессиональной деятельности, мы рассмотрели две группы: категории - профессиональные долг, ответственность, совесть, достоинство и честь, и профессионально-нравственные принципы, на которых строятся взаимоотношения общества и журналистской среды.
Сегодня разговор пойдет о третьей группе, входящей в систему профессионально-нравственных представлений. Это нормы - выработанные в опыте профессии представления, подталкивающие к таким вариантам поведения в ходе деятельности, которые позволяют в конкретных условиях с наибольшей вероятностью достигать оптимальных отношений и добиваться хорошего результата.
В то же время нормы - это ориентиры для самоцензуры: они ограничивают пространство творческой свободы журналиста, но ограничивают его по собственной воле, причем настолько, насколько этого требуют внутренние законы журналистики. Можно сказать, что профессионально-нравственные нормы являются правилами поведения журналиста с людьми, на контактах с которыми строятся его профессиональная деятельность.
Профессионально-нравственные нормы образуют шесть групп:
"журналист - аудитория",
"журналист - источники информации",
"журналист - герои публикаций",
"журналист - авторы",
"журналист - коллеги",
"журналист - власть"

Доминирующими в профессиональной морали журналистов являются отношения с адресатом информации - аудиторией СМИ.

- "журналист-аудитория"
Читатель, радиослушатель, телезритель - для них журналисты работают, не уставая следить за изменениями в действительности, чтобы вовремя сообщить о важных новостях и помочь разобраться в них. Но журналистская продукция для адресата не всегда безопасна, поэтому у аудитории (по крайней мере наиболее просвещенной ее части) возникло стремление оградить себя от чрезмерного влияния прессы.
Какими же нормами регулируются взаимоотношения "журналист - аудитория" в наше время и насколько эти нормы помогают установить оптимальный режим взаимодействия производителя и потребителя массовой информации?
Сегодня в эту группу входят нормы, содержащие следующие требования-ориентиры:
1. Всемерно защищать свободу прессы как одно из неотъемлемых прав человека и всеобщее благо.
Это требование стало устойчивой традицией для Mass Media всего мира. Журналисты всех стран видят свою задачу в том, чтобы отстаивать автономность прессы от власти, не допускать введения цензуры. Но свобода печати не может быть абсолютной ибо такая свобода означает полный обрыв, полное отсутствие связей.
Свобода печати есть возможность строить деятельность прессы в соответствии с ее внутренними законами, не допуская насилия над ее природой. Т.е. пресса свою деятельность строи в соответствии со своими внутренними профессионально-этическими нормами и защищает себя от покушения на ее влияние на общественное сознание (например, если давят на прессу 8 своих частных интересах, то это уже покушение на ее свободу). Обществу надо, чтобы пресса была свободной в своей работе, чтобы одно мнение не преобладало над другим (как было в советские времена).
2. Уважать право людей знать правду, своевременно предоставляя им максимально объективную и правдивую информацию, четко отделяя сообщения о фактах от мнения, противодействуя намеренному сокрытию общественно значимых сведений и распространение ложных данных.
Факт и комментарий. Эти составляющие связи между аудиторией и журналистом всегда вызывали и вызывают споры. Как известно, любая коммуникация совершается не для того, чтобы предоставить зрителю, читателю или слушателю факт в его натуральном виде. Цель коммуникации в другом - сообщить смысл факта. И нет ничего зазорного в стремлении журналиста сказать людям, что именно по поводу этого факта надлежит думать. Нравственный смысл отношения "журналист - аудитория" приобретает только на содержательном уровне. И оценка этого отношения зависит от двух обстоятельств. Во-первых, правду ли пишет журналист и насколько ориентиры, которые он предлагает людям, помогают разобраться в обстановке. Во-вторых, рассматривает ли он людей, к которым обращается, в качестве самоценных личностей или видит в них лишь удобное средство для достижения тех или иных прагматических целей.
Природа любого факта глубоко противоречива: в его содержании отражается объективное событие, а форма, в которой происходит это отражение, всегда субъективна. Мы сейчас говорим об инвариантности факта: будучи поставленными в ту или иную логическую связь, один и тот же факт может выражать разный смысл, т.е. включать в себя различный авторский комментарий. К примеру. Одни и те же сведения о потерях российских войск в начале чеченской войны рассматривались "МК" как доказательство слабости российской армии, "Красной звездой" - как свидетельство ее самоотверженности и героизма, а "Российской газетой" -жертвенности ради сохранения единства Российского государства.
При отборе и обработке фактов только от самого журналиста зависит, сможет ли он разобраться в тех посылках, из которых исходил, когда предпочел именно этот факт другим, когда поставил его в ряд в эту. А не другую логическую цепь и сумел ли узнать точки зрения, не отвечающие его собственной. Если журналист способен к такому самоконтролю, то отделить факт от комментария ему по силам.
Что касается объективности и правдивости. Правдивость - это точность и полнота информации о действительности. Это предполагает скрупулезную проверку данных, точное воспроизведение сведений, почерпнутых из документальных и других источников, соответствие заголовков тексту.
Принцип объективности обязывает журналиста не опускаться до выражения эгоистических частных и групповых пристрастий. Подтасовка фактов и бездоказательность суждений, вымысел и фабрикация материалов категорически отвергаются профессиональной моралью.
Случаи, когда журналист умышленно искажает истину, осуждаются всеми действующими профессиональными кодексами независимо от мотивов, которыми можно объяснить искажение или умолчание. Но тем не менее подобные нарушения происходят часто (пример - освещение в о прессе чернобыльской трагедии).
Современный пример дезориентации читателя - "джинса", заказной рекламный пропагандистский материал, который выдается за объективную информацию.
По закону реклама на полосе должна быть отделена от информационных заметок и помечена специальными знаками. Однако эти правила многими редакциями игнорируются. По каким признакам обнаружить скрытую рекламу? А.Анненков ("Госпожа Заказуха", "Журналист". 1999, №3-4 стр.41) называет по крайней мере три из них. Во-первых, когда у материала отсутствует информационный повод, т.е. в тексте нет ответа на вопрос, почему большинству читателей данного издания и именно сейчас должна быть интересна содержащаяся в нем информация. Во-вторых, когда в статье называется конкретная организация или фирма, напрямую заинтересованная в рекламе. В-третьих, когда объем публикации и ее место на полосе явно не соответствуют пусть даже имеющемуся в материале информационному поводу.
Как правило, сведения для "джинсы" журналисты получают от служб PR и надо всегда помнить, что правда, распространяемая этими службами, отличается от правды в том, как ее понимают журналисты. Пиарщики обрабатывают информацию, исходя из интересов клиента, а не объективности.
3. Уважать право людей на участие в самоопределении общественного мнения, помогая им свободно выражать свою точку зрения в печати, по радио и ТВ, содействуя общедоступности СМИ.
Этой нормы работники разных СМИ придерживаются в разной мере. ТВ и радио в поиске новых форм вовлечения аудитории в этот процесс помогают возможности современной техники. Прямой эфир с государственными и общественными деятелями, представителями науки и культуры, различные ток-шоу, "горячая линия" по телефону, интерактивный опрос... Правда, не всегда на обсуждение выносятся действительно общезначимые и важные проблемы, не всегда бывает представлен достаточно богатый спектр мнений, плюрализм позиций. Но в плане форм участия аудитории в создании массовых информационных потоков электронная пресса, пожалуй, опережает печатную. На газетных же полосах господствуют мнения профессионалов. Публикация читательских писем если и присутствует, то только в подборках типа "Обратная связь". Некоторые газеты вовлекают в свою работу широкий круг "друзей редакции". В него входят яркие творческие личности из разных сфер деятельности. Они ведут постоянные рубрики, выступают в качестве экспертов, делятся соображениями по поводу тех или иных проблем.
4. Уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории, используя их в качестве основы произведений и не допуская в тексте смакования подробностей преступления, потворства порочным инстинктам, а также утверждений и слов, оскорбляющих национальные, религиозные и нравственные чувства человека.
Чаще всего в практике журналистов мы сталкиваемся с нарушением именно этой нормы.
5. Укреплять доверие людей к СМИ, содействуя открытому диалогу СМИ с читателями, зрителями и слушателями, публично принимая справедливые претензии общества к деятельности, предоставляя возможность ответа на критику, оперативно исправляя существенные недостатки, не допуская намеренного манипулирования сознанием адресата информации.
Вывод: профессиональная журналистская мораль обязывает строить сферу отношений "журналист- аудитория" прежде всего на всестороннем уважении к аудитории, причем уважении, которое предполагает необходимость изучать ее. Дорожить ценностями и нравами, понимать ее озабоченность, проблемы. Данные российско-американского исследования (1992-1996 гг.) показали, что представления российских и американских журналистов об аудитории существенно различаются. Американцы гораздо менее склонны считать свою аудиторию легковерной и не интересующейся серьезными проблемами. Они думают о ней много лучше, чем российские журналисты о своей (нас держат иногда за дураков. Пример: формирование блока новостей на нашем пензенском "11 канале")

-журналист - источник информации
Действительность, в которой мы живем, представляет собой совокупность источников
информации, из которых журналисты получают сведения о происходящем в мире. Как вам уже известно, существуют три типа источников информации: и у каждого -свои особенности.
Первый тип - документ - представляет собой продукт чьей-то деятельности по переработке первичной информации.
Второй тип - предметно-вещественная среда - обладает способностью нести на себе "отпечаток" контактов с событиями и людьми. Эти "отпечатки" предстают в виде деталей обстановки, на фоне которой происходят события. Но надо уметь понимать "язык" вещей.
Третий тип - человек - ключевое для журналиста звено в информационной среде. Межличностное общение является важнейшим способом журналистской деятельности.
Согласно Конституции РФ все граждане имеют право на получение информации. Однако Закон РФ "О средствах массовой информации" наделяет редакции и журналистов дополнительными полномочиями: это право редакции на запрос информации (ст.39), четко прописанный механизм реакции адресатов на такой запрос (ст.40), это и право судебного обжалования незаконных действий этих адресатов (ст.61). Словом, законодательная база для реализации права журналиста на доступ к информации имеется.
И, тем не менее, государственные органы часто препятствуют журналистам в получении информации. И как не парадоксально, зачастую барьером между государственными структурами и прессой часто становятся пресс-службы, призванные, напротив, обеспечивать их постоянную связь.
Но, как бы то ни было, журналисты научились при взаимодействии с госструктурами использовать возможности, предоставленные законом. Однако положения Закона не распространяются на частное лицо. Никто не может обязать его дать ту или иную информацию. И здесь только от журналиста зависит, сумеет ли он найти подход к человеку и организовать общение с ним так, чтобы тот сам выложил необходимые ему сведения в полном объеме.
Журналист, добывая информацию, то и дело попадает в ситуации морального выбора, выйти из которых достойно можно лишь в одном случае: если ты при всех сложностях придерживаешься принятых в профессиональном сообществе стандартов поведения, существующих профессионально-нравственных норм, не забывая при этом о профессиональной чести и достоинстве.

На какие же стандарты в данном случае следует ориентироваться?

1. При работе с источниками информации использовать для получения сведений исключительно законные, достойные действия, допуская отступления от требований права и предписаний морали (использование скрытой камеры, скрытой записи, нелегального получения документов и т.п.) только в обстоятельствах, когда налицо серьезная угроза общественному благополучию или жизни людей.
2. Уважать права физических и юридических лиц на отказ в информации, если ее представление не является обязанностью, предусмотренной Законом, не позволять себе бестактности, давления, шантажа.
3. Указывать в материалах источники информации во всех случаях, кроме тех, когда есть основания сохранять их в тайне.
4. Хранить профессиональную тайну относительно источника информации, если есть основания для его анонимности, отступая от этого требования только в исключительных обстоятельствах: по решению суда или согласию с информатором в случаях, когда разглашение его имени является единственным способом избежать неминуемого ущерба для людей.
5. Соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность, выполняя просьбу информатора не делать
 

 

 


Комментарии  

 
#1 Villou-suka 08.05.2011 03:04
вери сеньква дякую. помогла статейка в подготовке к бакалавру. :D
 
Онлайн-сервис помощи студентам Всёсдал.ру Приобрести новую профессию удаленно Уроки английского для взрослых и детей