В.П. Киселев «Нравственное самовоспитание» - Введение |
21.09.2012 22:11 |
Власть человека над собой, почти неограниченна. А. С. ГРИБОЕДОВ Среди характеристик человека нового, коммунистического типа огромное значение имеют его нравственные черты. Любые человеческие качества (развитый интеллект, физическое совершенство, сильная воля и пр.) имеют положительный социальный смысл лишь в соединении с коммунистической нравственностью. Поэтому В. И. Ленин и говорил, что все дело воспитания, образования и учения молодежи в нашем обществе должно быть воспитание в ней коммунистической морали1. Высокий уровень развития материальной сферы общества, науки, техники, образования, бытового комфорта и т. д. представляет собой необходимую предпосылку формирования более совершенных общественных отношений, полного и свободного развития каждого индивидуума. Глядя же на капиталистическую действительность, нельзя не увидеть, что любые достижения в материально-технической области, используемые в частнособственнических интересах, не служат духовному и, в частности, нравственному прогрессу общества и человека. А как сказал поэт (А. Вознесенский): Все прогрессы бесчеловечны, Если рушится человек. Социалистическое общество придает огромное значение нравственному воспитанию трудящихся. И в теории и практике нравственного воспитания решающее значение имеют семья, школа, трудовой коллектив, общество в целом. Этому положению соответствует материалистическое учение об определяющей роли бытия в развитии общественного и индивидуального сознания. Но важно при этом не абсолютизировать роль внешних факторов формирования личности. Ни одна из задач нравственного воспитания не может быть решена без участия самих объектов воспитания, то есть без самовоспитания. А такая абсолютизация в какой-то мере встречается, во всяком случае в организации практической воспитательной работы (в некоторых школах, трудовых коллективах), что не раз отмечалось в нашей прессе2. Сравнительно невелико число философских исследований проблемы самовоспитания3, и задача дальнейшей разработки представляется актуальной. Предлагаемая брошюра и имеет в виду способствовать в какой-то мере решению данной задачи. В разработке темы автор стремился широко использовать то рациональное, что есть в этическом наследстве Л. Толстого. И не только в связи с приближающимся 150-летием со дня рождения великого сына русской земли (хотя это обстоятельство само по себе ко многому обязывает советских этиков), а потому главным образом, что Л. Толстой, может быть, как никто другой, много размышлял о самовоспитании и всю свою жизнь практически им занимался. «Лейтмотив всей его жизни - «самосовершенствование» 4. Об этом свидетельствует прежде всего его «Дневник» - уникальный человеческий документ, говорящий о беспрестанном и суровом самоанализе и работе над собой гениального художника и мыслителя. Когда В. И. Ленин говорил, что в наследстве Л. Толстого «...есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему» 5, то он, конечно, имел в виду не только его художественные творения, но и то рациональное, что есть в его философско-этических взглядах. Да и как можно отделить в его творчестве (это, впрочем, относится к любому крупному писателю) художественное от философско-поэтического? Последнее составляет суть его художественных произведений. Л. Толстой велим как художник потому, что он великий мыслитель. Его роль в развитии отечественной этической мысли огромна. Весьма поучительны его уроки, искания, личный опыт нравственного самосовершенствования и его мысли об этом. Нравственное самовоспитание и проблема личной ответственности Поделиться с друзьями:Похожие материалы:
|