C.М.Бондаренко "Урок..." - "Суха, мой друг, теория везде..." |
03.12.2010 03:04 |
Говоря об умственной активности, мы не должны забывать, что умственная работа — это не только анализ, синтез, логические построения и т. д., но и деятельность образного мышления и воображения. Среди школьников есть и такие, у которых мышление имеет по преимуществу словесно-логический характер, и такие, у которых мышление по преимуществу образно-эмоциональное, но больше всего таких, у которых смешанный тип мышления, включающий и словесно-логический, и образно-эмоциональный компоненты. От типа мышления школьника зависит, как он усваивает знания, как применяет их на практике. На вопрос: «Какое подлежащее в предложении «Лисица видит сыр»: лисица или сыр?» — «словесно-логический» ребенок отвечает: «Видит кто? что? — лисица. Лисица — подлежащее, потому что стоит в именительном падеже. Сыр — не подлежащее, потому что стоит в винительном падеже». А «эмоционально-образный» ребенок на тот же вопрос отвечает: «Конечно, подлежащее — лисица, потому что она видит. Сыр не может видеть, у него глазок нету». Воображение, тяготение к выдумке, к сказке естественны для ребенка, и построить интересное обучение можно только с учетом этого. Активизировать мышление школьников, особенно младших, опираясь только на абстрактный словесно-логический или цифровой материал,— это значит использовать далеко не все умственные возможности детей. «Сухое», лишенное образно-эмоционального начала обучение, не дающее материала для работы воображения, может увлечь далеко не всякого ребенка. Дети с более развитым воображением будут пытаться восполнить пробелы такого обучения собственными усилиями. Те же, кто этого не сумеет, могут потерять интерес к занятиям. Вот что пишет девятиклассник Андрей О.: «Я долго сижу над учебником физики. Наверное, это потому, что я пытаюсь одухотворить правила и законы, представить их в виде образов». Младшие школьники по-своему пытаются «одухотворить» и «представить в виде образов» учебный материал. В одной из школ с экспериментальным обучением ученикам второго класса объяснили буквенные математические символы. После этого детям предложили самостоятельно придумать задачу, в которой была бы использована формула а—b. Один из второклассников предложил такую задачу: «Было а Бармалеев, b Бармалеев убежало. Сколько осталось Бармалеев? (а—b)». В данном случае ребенок сумел соединить свою потребность в образном мышлении с абстрактной математической задачей. В других случаях обучений, пренебрегающее образностью, может привести к конфликтам, подобным тому, какой описан французским поэтом Жаком Превером в стихотворении «Страница поэзии»:
Два и два — четыре, четыре и четыре — восемь, восемь и восемь — шестнадцать... «Повторите»,— говорит учитель. …………………………………. А в это время по небу птица-лира летела, и вот ребенок ее увидел, ребенок ее услышал, ребенок ее зовет: «Птица, спаси меня, птица, поиграй со мной!» И тогда птица к нему спустилась, и началась игра. Два и два — четыре... «Повторите», — говорит учитель. Но ребенок занят игрою, с ребенком птица играет... Четыре и четыре — восемь, восемь и восемь — шестнадцать, шестнадцать и шестнадцать — сколько, сколько в сумме они составляют? Шестнадцать и шестнадцать в сумме ничего не дают, и особенно тридцать два не дают эти числа... И что же? Они исчезают. А ребенок запрятал птицу в парту, и дети слышат песенку птицы ……………………………………… а учитель кричит: «Перестаньте, перестаньте валять дурака!»
Яркое, образное изложение, активизируя воображение школьников, неизменно вызывает их интерес. В книге «Когда я снова стану маленьким...» Януш Корчак с благодарностью писал о том, что школа добрая: она позволяет в один и тот же день побывать и эскимосом, и оленем, и охотником, и дичью. Чем суше материал, тем менее он интересен для школьников, особенно младших. Это в первую очередь относится к грамматике. «Для учащихся грамматика русская есть наука трудная, тяжелая, скучная внушающая страх и отвращение... Русская грамматика есть истинный бич для бедных детей. Между тем должно б быть совсем наоборот, потому что изучение грамматики как науки, в приложении к родному языку, естественно, очень легко», — писал более ста лет назад В. Г. Белинский. Л. Н. Толстой в яснополянской школе вообще отказался от преподавания грамматики, так как не смог заинтересовать ею детей. Внесение элементов образности в объяснение грамматического материала особенно необходимо. Приведем несколько примеров.
Есть у меня шестерка слуг, Проворных, удалых, И все, что вижу я вокруг,— Все знаю я от них.
Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.
Рассказ о вопросительных словах, начатый этим стихотворением Р. Киплинга, в переводе С. Я. Маршака, наверное, не покажется ученикам тяжелым и скучным. Учительница В. И. Лазарис (Омская область), собирающая занимательный материал о корнях и приставках, пользуется на уроке такими характеристиками русских морфем: за — приставка-захватчица, она может соединяться с большим количеством слов; да — многодетный корень, от него происходит очень много слов. Автор настоящей книги иллюстрирует правило о слитном написании частицы не со словами, которые без не не употребляются, такой сказкой:
Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые Цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом, уклюже Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умытый, причесанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотепа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна вна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не.
А вот несколько примеров образного изложения синтаксического материала из экспериментального учебника «Синтаксис и пунктуация русского языка» под редакцией Г. Г. Граник: «Союз да похож на актера: в одном предложении он «играет роль» союза но, а в другом — «роль» союза и». «...Один из главных членов предложения называется сказуемым потому, что он сказывает, сообщает что-то». Образное изложение материала — только один из возможных путей активизации образного мышления и воображения учащихся. Другой путь — это игра. «Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда,—писал В. Н. Сорока-Росинский.— Игра дпя ребенка не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действия, в вещи. Энергия ребенка требует выхода, и он играет…Младшие и средние классы школы —- это время упоительных игр». Во что играют дети? Чаще всего во взрослых. Укладывают пи они куклу спать, делают ли укол плюшевому мишке, дают ли зеленый свет игрушечному поезду — все это игра во взрослого, разыгрывание «взрослой» жизненной ситуации, в которой ребенок одновременно сценарист, режиссер и актер. Нужна ли такая игра во взрослого в учебной деятельности детей? Интерес к обучению, как мы уже говорили, в значительной мере связан с тем, понимает ли школьник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить. Если характер учебного материала такое, что ученикам понятно, зачем нужны получаемые знания и умения, заинтересовать детей намного легче. А понятно ли ученику, зачем ему нужно вычислять место встречи двух пешеходов, идущих навстречу друг другу из пункта А в пункт Б, или подсчитывать, сколько воды в бассейне, в который проведены две трубы? Ведь в жизни он с этим никогда не столкнется, а с физической точки зрения задачи о бассейне с двумя трубами просто неверны (это показано Я. И. Перельманом в «Занимательной физике»). Но если физическая, математическая или грамматическая задача получает игровое оформление, если, решая ее, ребенок включается в воображаемую «взрослую» жизненную ситуацию, то такая задача приобретает для школьника совсем другой смысл: от того, как он ее решит, этой воображаемой ситуации что-то зависит. Танк должен прийти на помощь кучке наших пулеметчиков, которые держат оборону, а дороги нет, впереди болото. Пройдет пи танк, выручит ли наших, или путь через болото невозможен и фашисты выиграют бой? Это физическая задача: исход боя зависит от величины давления, приходящегося на площадь опоры гусеницы танка. Но надо пи говорить, что ученик будет решать такую задачу гораздо охотнее, внимательнее и настойчивее, чем просто еще одну задачу «на давление». В одном исследовании, посвященном роли игры в учебном процессе, приводится такой факт. Ученик никак не мог решить задачу, в которой требовалось подсчитать, сколько кирпичей надо погрузить в каждый грузовик. Тогда мальчик вообразил себя диспетчером стройки. Если по его вине стройка получит мало кирпича, работа сорвется. Игра выручила: решение задачи стало жизненно необходимым, и в конце концов ученик с ней справился. Возможность создать ситуацию игры дает любой учебный предмет, даже такой сухой, как грамматике. Например: представь себе, что ты редактор и отвечаешь за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки; найди их и исправь. Или: ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можешь ли ты по схеме предложения воссоздать его облик (т. е. сказать, простое оно или сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное или сложносочиненное с подчинением, сколько в нем глазных, сколько придаточных и т. д.)? Однажды мы предложили девятиклассникам тему сочинения «Мой спор с Базаровым об искусстве, природе и любви». Каждый ученик должен был сам придумать ситуацию, которой он мог бы оказаться собеседником Базарова, и роль, которую он при этом будет играть. Эти сочинения, в которых литературный анализ соединялся с работой воображения, с игрой, оказались очень интересными. Одна девятиклассница представила себя уездной барышней прошлого века. Она встречается с Базаровым на балу в губернском городе. Ее спор с Базаровым получается не очень оживленным: в ответ на ее попытки защитить красоту и любовь Базаров свысока небрежно цедит, что все это «чушь, белиберда, романтика». Но в это время лакей докладывает о приезде Одинцовой, и Базаров, забыв о своей собеседнице, как ветром подхваченный, устремляется навстречу Анне Сергеевне. Другая школьница рассказала о том, как Базаров заставил ее посмотреть на мир его глазами. И сразу исчезло все очарование окружающего. Пробежала собака, ее тело немного просвечивало, и были видны скелет и система кровообращения. На хвосте собаки была прицеплена табличка с ее латинским названием. Название было сухое, как солома. Один из девятиклассников описал путешествие с Базаровым в космической ракете, во время которого воспоминания о красоте Земли, любовь к ней занимали не меньше места, чем научные занятия и интересы. Таким образом, каждый ученик по-своему играл в собеседника Базарова, и эта игра требовала не только знания литературных источников, но и работы воображения. Вернемся к вопросу о том, нужна ли такая игра в учебном процессе. На наш взгляд, однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. В одних условиях нужна, даже необходима, в других может оказаться лишней. Исследования психологов показывают, что если у школьников уже сформирован глубокий и устойчивый интерес к предмету, то им не нужна воображаемая жизненная ситуация и воображаемая роль. Если же такого интереса еще нет и педагог стремится его создать, то игра может стать добрым помощником учителя. Необходимо учитывать также возраст школьников: чем они моложе, тем игра для них нужнее. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. Исследования психолога Л. С. Славиной показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такое количество умственной работы, какое он совершенно не может одолеть в обычной учебной ситуации. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе такой игры, — это интерес к игре, а не к самому учебному предмету. Развитие интереса имеет определенную тенденцию — заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Да и не во всякой игре ее форма является чем-то только внешним, безразличным для существа дела. Наверное, участники воображаемого спора с Базаровым или участники игры «Суд над Евгением Онегиным», описанной в, «Двух капитанах» В. Каверина, поняли своих литературных героев лучше, чем те Школьники, которые под диктовку учителя записали план к образу и выучили Заданный материал в соответствии планом. Одно из важнейших условий интереса к учебной деятельности — ее разнообразие. Разнообразие изучаемого материала, разнообразие способов работы. Для того чтобы школьники с интересом ждали урока, чтобы им хотелось следить за происходящим в классе, необходимо, что бы и в материале каждого урока, и в способе его проведения было что-то новое. Если же этого нет, дети создают себе разнообразие сами, и зачастую их активность оказывается в некотором противоречии с нашими педагогическими задачами. Это может выглядеть примерно так: «Здравствуйте, садитесь!» Мы садимся. Все идет как изо дня в день. Илюшка привычным жестом вытаскивает и портфеля двойной лист бумаги, чертит на нем поля для морского боя, и мы с кряхтением принимаемся за выполнение своих обязанностей. —Пугачев был героем русского народа. —Убит. —Гринев подрался из-за Маши на дуэли со Швабриным. —Ранен, черт побери! Реплики чередуются». Из рассказа восьмиклассницы Маши К. А как же быть, скажет учитель, если с ними по сто раз делаешь одно и то же, а у них все равно ошибки? Действительно, в школьной работе одними и теми же вещами иногда приходится заниматься до бесконечности. Давайте выясним, какое же это занятие — делать сто раз одно и то же — однообразное или разнообразное? Возьмите карандаш. В примерах, которые помещены ниже, сделайте десять раз одно и то же — подчеркните подлежащее.
1.Три смелых зверолова Сидели под кустом, А кто-то на березе Помахивал хвостом. 2.Все понятно старику, Старику часовщику. Из окошечка резного Снова слышится: «Ку-ку». 3.Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать. 4.Наш город украшает зеленый парк. 5.Поднявший меч от меча погибнет, 6.Спастись при кораблекрушении удалось только Гулливеру.
Показалась ли вам однообразной эта работа? Вряд ли: все десять подлежащих разительно отличаются друг от друга, каждое предложение содержит какой-нибудь «сюрприз»: то подлежащее надо «собрать» из слов, стоящих не рядом (три зверолова, много гостей), то им оказывается неприметное местоимение (кто-то, все, каждый), то на роль подлежащего объявляются сразу два претендента (город и парк), и надо хорошо подумать, какой из этих претендентов является законным, то совершенно неожиданно в словосочетании «поднявший меч» подлежащим оказывается не «меч», а «поднявший». Тот вид разнообразия, с которым мы сейчас столкнулись, характеризуется в педагогической психологии как вариация несущественных признаков учебного материала. Главным, существенным признаком подлежащего является его свойство отвечать на вопрос кто? или что?, поставленный от сказуемого. Остальными — несущественными — признаками подлежащие в разных предложениях могут быть так же непохожи друг на друга, как глагол «спастись» непохож на междометие «ку-ку». Вариация несущественных признаков материала несет в себе большие возможности разнообразить одно и то же действие. Например, задача найти в треугольнике сторону, лежащую против прямого угла, при пятикратном повторении покажется однообразной, если прямой угол во всех случаях расположен при основании треугольника. Но эта же задача будет каждый раз иметь элемент новизны, если треугольники расположить так:
Варьирование несущественных признаков хорошо не только тем, что оно создает психологический комфорт разнообразия. Исследования психологов показали, что, выполняя задания с разнообразными несущественными признаками, ученик каждый раз стоит перед необходимостью вычленить в изучаемом явлении существенное и пренебречь второстепенным. Таким образом, ученик получает возможность быстро «схватить» суть, составить общее представление о самом главном, самом важном, научиться отбрасывать второстепенное и узнавать главное в любом обличье. Если же учитель твердит своим ученикам сто раз одно и то же, никак это «одно и то же» не варьируя, то ученики будут ошибаться при встрече с каждым новым вариантом. Когда у учителя есть возможность переходить от одного вопроса к другому, от одного способа действия к другому, разнообразие обеспечивается само собой. Но вдруг — стоп! — что-то «заклинилось». С чем-то надо возиться, с одним и тем же — до бесконечности. Например, с обособлением причастного или деепричастного оборота. Или с выделением запятыми придаточного предложения внутри главного. Тут не спасает варьирование несущественных признаков. Или безнадежно теряется одна запятая, или возникают две лишние. И приходится сто раз возвращаться к одному и тому же. Тоска! Как тут добиться разнообразия? Оказывается, все-таки можно, если подойти к изучаемому так, чтобы оно каждый раз выступало с какой-либо новой стороны, в системе новых отношений и связей. Например, при работе с конструкцией «придаточное предложение внутри главного» можно рассматривать следующие аспекты изучаемого явления. 1. Синтаксический аспект. Перед учащимися ставятся такие задачи: где окажутся подлежащее и сказуемое главного предложения, когда в него «заберется» придаточное: до придаточного, после него, или по обе стороны? сколько придаточных может «забраться» в главное? сколько придаточных может «залезть» одно в другое, как матрешка в матрешку? 2. Лексический аспект. Учащиеся могут решать следующие задачи: много ли слов может стоять перед придаточным, которое «забралось» в главное? какая часть главного предложения больше — та, которая стоит перед придаточным, или та, которая после него? какие слова в начале главного предложения различаются труднее всего (имеются в виду конструкции типа: «Тот, кто...»; «Там, где...»; «Те, которые..» и т. д.)? 3.Пунктуационный аспект. Возможна интересная работа, показывающая, какие смысловые сдвиги вызывает пропуск запятой («Я занимался с братишкой, который был болен английским языком») или постановка запятой, не там, где надо («По дну речушки, которая бежала по камням задом наперед, двигался рак»). 4. Стилистический и смысловой аспект. Перед учащимися может быть поставлен ряд задач, связанных со смысловой и стилистической функцией придаточных предложений. Если придаточное должно стоять внутри главного, а стоит перед ним, возникает нарушение стилистических норм («Который старик рассказывал печальную историю, плакал», «Которые ученики не сдали книги, пусть придут в библиотеку»). Если же придаточное, которое должно стоять внутри главного, оказывается позади него, может возникнуть не только искажение стиля, но и серьезный смысловой сдвиг («Дом стоял на пригорке, который смотрел окнами на речку»; «Поезд нырнул в длинный темный туннель, а котором мы ехали»). Выявление и исправление таких ошибочных конструкций вызывает большой интерес учащихся. Как видно, одна и та же тема, которую надо «твердить сто раз», может изучаться с разных сторон, в разных связях и отношениях, а внутри каждого аспекта изучения возможно варьирование несущественных признаков. |