C.М.Бондаренко "Урок..." - Об уроках "хороших и разных" |
03.12.2010 14:38 |
Вы знаете, что такое райская музыка? Не знаете? А вот школьники знают: звонок с последнего урока. Из рассказа девятиклассницы Л е н ы С. Сколько элементов урока нам известно? Не очень много: проверка домашнего задания, опрос, объяснение нового материала, закрепление. Однако каждый из этих элементов может иметь самые разнообразные формы. Введение нового материала может быть проведено и как лекция, и как беседа, и как самостоятельная работа е учебным текстом (с составлением конспекта, тезисов, плана и т. д.). Возможна и постановка перед школьниками задачи, решение которой они должны найти самостоятельно. Можно использовать для введения новых знаний учебный кинофильм или диафильм, телевизионную передачу или записанную на пластинку лекцию специалиста. Можно начать урок с эффектного демонстрационного опыта, можно рассказать сказку, как это делал Януш Корчак, когда знакомил с грамматикой детей варшавских бедняков: «...И ко всем этим сваленным в кучу словам приходит грамматика и наводит порядок, раскладывает их по ящичкам; на одном ящике пишет: «Кто? Что?» и кладет имена существительные, на втором: «Какой? Чей?» и кладет прилагательные, а еще в другие — глаголы, местоимения, наречия...». Возможен рассказ по картинкам. Вот пример из уже упоминавшегося экспериментального учебника «Синтаксис и пунктуация русского языка». Человечек, символизирующий простое глагольное сказуемое, несет на спине два мешка: в одном мешке синтаксическая нагрузка, в другом — смысловая. Человечку трудно, он сгибается под тяжестью мешков. Ему на помощь приходит другой человечек — глагол. Он берет на себя мешок со смысловой нагрузкой, и оба человечка вместе объединяются в составное глагольное сказуемое. Как видите, возможно довольно много форм введения нового материала, и мы, наверное, перечислили далеко не все. Целесообразность применения каждой формы определяется особенностями материала, класса, индивидуальными свойствами учителя. Существенно одно: способы введения новых знаний должны быть разнообразны, должны достаточно часто сменять друг друга, и у школьников не должно возникать ощущения, что «завтра то же, что вчера». Еще более важно разнообразие методов работы при закреплении новых знаний. Чаще всего закрепление теоретических сведений проходит как повторение пройденного, а закрепление умений и навыков — как выполнение упражнений, решение примеров и задач до тех пор, пока соответствующее умение или навык не закрепится или же пока не будут исчерпаны часы, отведенные на этот учебный раздел календарным планом. Учителя знают, что закрепление хотя и очень важный, но в то же время и наиболее тяжелый, «чернорабочий» этап учебного процесса. Однако и этот «чернорабочий» этап может стать увлекательным. Закрепление можно строить но как повторение только что пройденного, чтобы лучше запомнилось, а как работу, требующую самостоятельного, творческого применения только что полученных знаний. Закрепляя тему «Чиновничество у Гоголя» после изучения комедии «Ревизор», московская учительница О. 3. Кантаровская проводит сочинение по картине художника Федотова «Свежий кавалер». Знания о царских чиновниках, полученные при изучении комедии Гоголя, используются для характеристики федотовского персонажа: он туп, ограничен, хвастлив, нагл и чинолюбив. Автор этих строк при закреплении темы «Лирика Пушкина» проводил сочинение по картине Репина и Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» и сочинение, в котором сравнивалось настроение, восприятие жизни в стихотворении Пушкина «Осень» и в «Осенней песне» Чайковского. А что можно сделать при закреплении правил склонения, спряжения, правописания различных морфем? Однажды мне пришлось присутствовать на уроке, где учительница, объяснив образование степеней сравнения прилагательного, заставила учеников оставшиеся сорок минут делать такую работу: зеленый — зеленее — самый зеленый; холодный — холоднее — самый холодный и т. д. К сожалению, подобная бессмысленная «тренировка» — случай не такой уж редкий. Между тем закрепление грамматических навыков можно разнообразить бесчисленным количеством способов. О некоторых из этих способов мы уже говорили в главе «Как зажечь факел?» Сейчас остановимся на возможности внести разнообразие в работу по морфологии и орфографии за счет «путешествия в глубь слова» — т. е. анализа его истории, смысла, стилистической окраски и т. д. Вот пример такой работы. Словарная работа «О любви» Греческий корень фил обозначает «любовь к чему-то». Запишите слова: филантропия, философия, филармония, филология, филателия. Объясните устно, любовь к чему обозначают эти сложные слова. Разумеется, школьники не могут самостоятельно объяснить смысл этих слов: объяснение требует анализа греческих корней, и тут без помощи учителя не обойтись. Зато это задание дает такой могучий толчок любознательности, что учителю несколько недель потом не дают прохода: «А фильм?»; «А что такое филиал?»; «А простофиля — это простак, который всех любит?» С таким же интересом устанавливают дети значения слов с интернациональными корнями: «фон», «аква», «терра», «теле», «библио», «скопо», «микро» и.т.д. Объяснение смысла слов может носить и шутливый характер. Помогите деду Щукарю Дед Щукарь из романа Шолохова «Поднятая целина» повышал свой культурный уровень, читая словарь иностранных слов. Но у него не было очков, и он мог разбирать только слова, написанные крупным шрифтом. Мелкий шрифт, которым были напечатаны пояснения, он прочесть не мог. Но он не падал духом и истолковывал слова сам. «К придмеру, что означает «монополия»? — говорил дед Щукарь. — Ясное дело — кабак. «Адаптер» означает: пустяковый человек, вообче сволочь, и больше ничего. «Акварель» — это хорошая девка, так я соображаю...». Задание к этому тексту — записать в словарик слова, которые «толковал» дед Щукарь, и устно дать им правильное объяснение. Еще один путь интересного, разнообразного закрепления грамматического материала — это творческие задания. Круг слов, иллюстрирующих какое-либо правило, может стать лексической основой сочинения как «полнометражного», так и миниатюрного. Прилагательные с одним и двумя н (стеклянный, деревянный, полированный, лакированный, полотняный и т. д.) могут быть опорными при работе над сочинением «Моя комната» (или «Какую комнату я хочу иметь»). Закрепляя правописание приставок, можно предложить учащимся слова, которые станут костяком рассказа о полете в космос: беспредельные, неисследованные, расчеты, приборы, преодолеть притяжение, преломление солнечных лучей, прием, передача, невесомость, прилунение, приземление, беспримерный и т. д. Очень важна именно естественность, ненавязчивость включаемых в сочинение орфограмм. Если же дается задание вроде: «Опишите картину Васнецова «Аленушка», используя корни гор — гар и зор — зар,— пропала «Аленушка»! Она уже никогда на будет восприниматься как произведение искусства. Одним из источников, питающих поток школьного однообразия, является то неизбежное обстоятельство, что все должны изучать одно и то же. Одно и то же учить, одно и то же отвечать, одно и то же повторять, и никуда от этого не денешься. Возможно ли хоть какое-то отступление от этого однообразия в пределах единой, обязательной для всех школьной программы? В некоторой степени возможно. Сравним два варианта одного и того же задания: заучивание стихов наизусть. Вариант первый. Весь класс учит «Я помню чудное мгновенье». Добросовестный учитель считает своим долгом опросить как можно больше человек. И вот в классе три, пять раз звучит одно и то же и далеко не всегда в хорошем исполнении. Периодически, чтобы «материал» не забылся, учитель спрашивает стихотворение еще раз. Ученикам заранее скучно слушать. И поэзия гибнет под пеленой однообразия; нелюбовь к выученным в школе стихам нередко сохраняется на всю жизнь. Вариант второй. Учитель предлагает каждому ученику выбрать наиболее понравившееся стихотворение и выучить наизусть. Урок в таком случае проходит несравненно интереснее. Прежде всего выбранное стихотворение читается совсем не так, как заданное. Личное отношение обязательно почувствуется в исполнении, даже неумелом. Ответ каждого товарища интересен остальным ребятам: а что он выбрал? Это же особенно интересно учителю: выбор стихотворения по-своему отражает личность ученика. Важно и то, что класс слышит в течение урока не пять раз подряд одно и то же. Ответ каждого — новая страничка поэзии. Читатель скажет: такие ситуации бывают не часто. В повседневной школьной жизни всем надо делать одно и то же. Всем надо учить Кабаниху, составлять план к образу Дикого. Все должны усвоить, что Катерина — луч света в темном царстве. Да, все это верно. Но иногда можно сделать совсем по-другому: чтобы все дети знали одно и то же, но шли к этому знанию каждый своим путем. Московская учительница Л. А. Концевая предложила своим ученикам вообразить себя актерами или режиссерами. Каждый актер сам выбирал себе роль — Катерины, Варвары, Дикого, Кудряша; каждый режиссер самостоятельно выбирал сцену для постановки. После этого каждый проделывал ту подготовительную работу, которая необходима актеру, чтобы войти в роль, режиссеру — чтобы понять пьесу. Вместо обычных школьных сочинений актеры писали, как они представляют себе день из жизни своего героя, режиссеры — как должна играться выбранная ими сцена. Несмотря на то что каждый ученик вживался только в один образ, он неминуемо должен был «прочувствовать» всю пьесу. Ведь чтобы понять, как играть Катерину, надо до тонкостей знать и Кабаниху, и Борисе, и Тихона. Для того чтобы поставить одну сцену в пьесе, надо постигнуть смысл как предыдущих, так и последующих сцен. Так общая цель — знание и понимание всей пьесы — достигалась всеми учениками, но каждый шел к этому своей дорогой. Мы затронули далеко не все вопросы, связанные с разнообразием учебной деятельности. Сколько форм заданий можно менять на одном уроке? Через какие периоды можно давать «уроки-праздники», не похожие на обычный ход занятий? Где та золотая середина, когда разнообразие — благо? Где та мера, отклонение от которой в одну сторону приводит к однообразию, скуке, а в другую — к утомительному пестрому мельканию? Наука еще не знает точных ответов на эти вопросы. Поэтому тут требуются особенно тщательные наблюдения и раздумья каждого учителя. Поделиться с друзьями:Похожие материалы:
|