Жанры романтизма в раннем творчестве Пушкина |
23.09.2012 18:51 |
Зарождение романтизма[1] в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни - общенациональным подъемом после Отечественной войны 1812 года, формированием дворянской революционности, обострением личного самосознания. Эти темы волновали и лицеистов, что и обусловило их обращение к жанрам романтизма, хотя непосредственное выражение данной проблематики характерно для послелицейского периода творчества Пушкина и его товарищей. Одним из программных жанров, принесенных романтизмом, был жанр баллады[2]. Баллада являлась для Пушкина образцом сближения поэзии с народным творчеством, показывала пример «прелести нагой простоты». Баллада сыграла большую роль в становлении романтизма в лирике. Именно поэтому в начале XIX века этот жанр вызывал столь жаркие споры. Баллада появилась еще в конце XVIII века, как предвестие романтизма. «Песни»-баллады Оссиана (Макферсона) получают широкую известность в конце XVIII века в переводах и подражаниях Е.Кострова, Г.Державина и других. В лицейской лирике Пушкина мы находим подражания Оссиану, причем с сохранением жанра. «Кольна (Подражание Оссиану)» - вольное переложение эпизода из баллады «Кольна-Дона» Оссиана (по русскому переводу Е.Кострова). В основном придерживаясь оригинала, Пушкин под влиянием Парни ослабляет военную тему и усиливает любовную. Возможно, это объясняет, почему поэт избрал для переложения редкую для Оссиана балладу с благополучным концом[3]. Привнесены пейзажные картины, в которых Пушкин осваивает оссианическую образность, уже достаточно разработанную в лирических опытах Батюшкова и Жуковского. Исходная ситуация в пушкинском тексе связана с лейтмотивом произведения Макферсона - воспеванием Оссианом прошедшего героического времени и подвигов былых героев: Фингал посылает Тоскара воздвигнуть памятник победы на месте славных битв. Здесь же Пушкин воспроизвел усвоенный им через поэзию Жуковского и Батюшкова устойчивый элемент структуры баллад Оссиана - пейзаж, включающий постоянные его составляющие, как-то: ночь, луна, скалы, поросшие мхом, лес, поток. Оссиановский пейзаж сообщал пушкинскому стихотворению характерную эмоциональную тональность - меланхолию и сосредоточенную мечтательность, а также гармонизировал с настроением поэта[4]. «Осгар» - из всех оссианических произведений наиболее самостоятельное. Здесь пушкин не следует буквально ни сюжету макферсоновских баллад, ни поэме Э.-Д.Парни «Иснель и Аслега». На поэтическую фразеологию заметно влияние русской оссианической поэзии (Г.Р.Державина, К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского). В балладах Макферсона Осгар (Оскар) - один из центральных героев, бесстрашный воин, гордость и надежда отца - Оссиана и деда - Фингала, преданный возлюбленный прекрасной Мальвины, дочери Тоскара, которая после трагической гибели Оскара стала спутницей его отца[5]. «Эвлега» - также вольный перевод отрывка из произведения Парни «Иснель и Аслега», написанного в духе Оссиана. «Гараль и Гальвина» - еще одна баллада в духе Оссиана, хотя принадлежность ее Пушкину установлена не окончательно. Баллада Пушкина «Сраженный рыцарь» от общепринятого канона отличается отсутствием фантастики. По свидетельству лицейских товарищей, еще в начале 1812 года юный поэт «написал рыцарскую балладу в подражание Жуковскому» (В.П.Гаевский), текст которой не сохранился. Строфика данного произведения восходит к немецкой балладной строфе. В стихотворении ощутима оссианическая традиция и балладная поэтика Жуковского. Для баллады Пушкина характерен мотив одушевления останков и доспехов погибшего воина, а также традиционно-фольклорный образ верного коня[6]. Характерным жанром романтизма является романс[7]. Пушкин на протяжении всего творческого пути обращался к этому жанру, лицейская лирика поэта включает в себя пять романсов: «Певец», «Слеза», «Роза», «К живописцу» и «Романс. («Под вечер осенью ненастной...»)». Стихотворение «Певец» написано на модную в поэзии первых двух десятилетий XIX века тему унылого певца. Оно отличается необычным строением, воспроизводящим некоторые структурные особенности романсной лирики: «сложная система повторов разных типов», «точный рефрен, сквозные рифмы с одним повторяющимся словом в каждой строфе, кольцо строфы, кольцо стихотворения» (В.Е.Холшевников). Еще при жизни Пушкина стихотворение стало исполняться как романс: стихи были положены на музыку А.Н.Верстовского, Н.С.Титова и др. Стихотворение «Слеза», впервые напечатанное при нотах (музыка М.Яковлева), написано под влиянием гусарской лирики Д.Давыдова, К.Батюшкова и др. Традиционно противопоставляются любовные и военные утраты. В это время поэт тесно общается с офицерами лейб-гвардии Гусарского полка, расквартированного в Царском Селе, что, безусловно, способствовало обращению к гусарской тематике, также в стихотворении нашло отражение страстное увлечение Е.Бакуниной. Стилизовано под популярный жанр сентиментального романса и вместе с тем является психологической «картинкой». Шесть раз перепечатывалось в песенниках при жизни Пушкина. Стихотворению «Роза», состоящему всего из 12 строк, посвящено большое количество работ русских, советских и зарубежных исследователей. Академик М.П.Алексеев написал интереснейшую работу «Споры о стихотворении «Роза»[8], в которой проанализировал все мнения о стихотворении и высказал свою точку зрения: «...«Роза» Пушкина должна считаться одним из типичных образцов его лицейского творчества; при всех поэтических достоинствах это стихотворение, конечно, не может играть той слишком ответственной роли, которую поручают ему некоторые исследователи. Нельзя, однако, впасть и в другую крайность, отрицая вовсе какое-либо его значение и видя в нем лишь своего рода «пробу пера». Замысел стихотворения состоит в противопоставлении двух цветов-символов, розы и лилии, часто встречающихся в греческой антологии: Где наша роза, Друзья мои? Увяла роза, Дитя зари. Не говори: Так вянет младость! Не говори: Вот жизни радость! Цветку скажи: Прости, жалею! И на лилею Нам укажи.
В 1838 году М.И.Глинка создал музыку к «Розе» Пушкина, романс носит название «Где наша роза». Стихотворение «К живописцу» обращено к А.Д.Илличевскому, чей талант художника был признан лицеистами. По воспоминаниям, красавица, о портрете которой мечтал Пушкин, - Е.П.Бакунина. Образный строй романса выдержан в духе куртуазно-эротической поэзии с ее метафорически-аллегорическим языком. Стихотворение Пушкина было положено на музыку Н.А.Корсаковым и распевалось лицеистами. «Романс («Под вечер осенью ненастной...»)» юного поэта, написанный в 1814 году, очень быстро распространился: вошел в песенники, и трижды при жизни поэта стихотворение было положено на музыку; его сюжет изображался в лубочных картинках. Успех романса объясняется тем, что в нем затронута тема судьбы «незаконнорожденных» детей.
Итак, происходящие в стране в начале 19 века перемены обусловили обращение юных поэтов к жанрам романтизма. Одним из программных жанров, принесенных романтизмом, был жанр баллады, в лицейский период творчества Пушкина это вольные переводы, либо подражания Оссиану (Макферсону), с сохранением жанра баллады. В период обучения в Лицее Пушкин пишет пять произведений в жанре баллады: «Кольна (Подражание Оссиану)», «Осгар», «Эвлега», «Гараль и Гальвина» и «Сраженный рыцарь». Эти вольные переводы и подражания явились удачным стартом, поскольку в дальнейшем творчестве Пушкин неоднократно обращался к жанру баллады, сохраняя особенности их написания, присущие именно ему: «Пушкин не смягчает в своих балладах народные бытовые черты. Сохраняя сюжетную напряженность балладного жанра, фантастику сюжета, он стремится сохранить не только стилевые фольклорные краски, но и самое повествование в балладе ведет от лица рассказчика - человека из народа. Отсюда и простодушие пушкинских баллад, и лукавая ирония, свойственная такому рассказчику, и обстоятельность бытовых деталей, и языковое просторечие»[9]. Характерным жанром романтизма является также романс. Пушкин на протяжении всего творческого пути обращался к этому жанру, лицейская лирика поэта включает в себя пять романсов: «Певец», «Слеза», «Роза», «К живописцу» и «Романс. («Под вечер осенью ненастной...»)». [1] Романтизм - 1) в широком смысле слова художественный метод; 2) литературное течение в европейских литературах в начале 19 века. [2] Баллада - жанр лирической поэзии, носящий повествовательный характер. [3] [16;18] [4] [26; т.1 с.174] [5] [8; 93] [6] [6;137,552] [7] Романс - небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения с инструментальным аккомпанементом. [8] [1;337] [9] [25;141] Поделиться с друзьями: Похожие материалы:
|