Введение |
23.09.2012 18:45 |
Лицейские стихи Пушкина до сих пор не получили своей оценки. Нельзя сказать, что о них мало писали. К творчеству поэта в лицейские годы обращались: Анциферов Н., Грот Я., Кузьмин М.Н., Пиксанов Н.К., Руденская М.П., Руденская С.Д., Степанов Н.Л. и др. Но чаще всего лицейские стихи рассматривались исследователями или как материал для юношеской биографии Пушкина, или как наглядный пример ученичества поэта, его обращения к Батюшкову и Жуковскому, Парни и Мильвуа. Но уже первый биограф Пушкина П. Анненков[1] писал о его лицейских стихах: «Часто посреди простых ученических упражнений, стихотворных нецеремонных бесед с друзьями и в подражаниях Державину, Карамзину и Жуковскому неожиданно встречаешься у Пушкина с оригинальными образами, с приёмами, уже предвещающими позднейшую эпоху его развития». «Лицейские стихотворения походят на памятную книжку, где записано многое слишком коротко и бегло, многое слишком пространно и слабо». Большой интерес исследователей к лицейскому этапу жизни Пушкина и недостаточная изученность особенностей его лирики этого периода свидетельствуют об актуальности темы данной работы. Цель работы - выявить жанровые предпочтения раннего Пушкина. Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
Объектом исследования являются стихотворения А.С.Пушкина[2], написанные им в период с 1813 по 1817 гг., то есть в период его обучения в Лицее. Предмет исследования - жанровые и художественные особенности лицейских стихотворений А.С.Пушкина. Научная новизна работы обусловлена тем, что выявляются, классифицируются и анализируются жанры, используемые Пушкиным в стихотворениях лицейского периода творчества. Теоретическая значимость предпринятого исследования заключается в том, что его результаты могут дополнить уже существующие работы о лицейской лирике Пушкина. Кроме того, данные этой работы могут использоваться при изучении творчества Пушкина на уроках литературы в школе. При выполнении данной работы использовались следующие методы:
В 1811 году А.С. Пушкин поступил в недавно открывшийся Лицей - привилегированное учебное заведение для детей дворян. Именно в лицейские годы ярко проявился поэтический талант Пушкина. Он участвует в рукописных журналах лицеистов, пишет стихи, характерной особенностью которых является их жанровое разнообразие. Конечно, юноша Пушкин во многом ещё следовал за Державиным, Батюшковым и Жуковским и за своими французскими учителями (Парни, Мильвуа), но в то же время в его лицейских стихах за знакомыми формами уже явственно чувствуется своё, пушкинское, неповторимое начало. «Застенчивая муза» - так назвал Пушкин в наброске строф 8-й главы «Евгения Онегина» свои лицейские стихи. Это стихи, в которых поэт ещё не решался прямо выступать от своего имени, непосредственно передавать жар своих мыслей и чувств, а прибегал к условному облику лирического героя (хотя и наделенному некоторыми чертами авторской личности), пользовался ещё традиционно-литературными формами. Для лицейской лирики Пушкина характерно строгое разделение по жанрам, в чем сказалось воздействие традиций классицизма. Послания, элегии, «подражания древним», романс, ода - таковы основные лирические жанры лицейских (да и ближайших послелицейских) лет. Эта четкая жанровая дифференциация не только дань литературной традиции. Она выражает и поэтическую условность художественного мышления Пушкина, литературный аспект восприятия им действительности в эти годы. Потому и могли уживаться рядом условно-чувствительные романсы и элегии в духе Жуковского и полные живых наблюдений и бытовых намеков послания с одическими стихотворениями, написанными по канонам классицизма. Наиболее часто в рассматриваемый нами период творчества Пушкин обращался к жанрам античной лирики, классицизма и романтизма. [1] [2;31, 33] [2] Пушкин А.С. Собрание сочинений. В 10-ти томах. Т. I. Стихотворения 1813-1824. - М., Худож. лит., 1974. Жанры классицизма в лицейской лирике Пушкина Поделиться с друзьями:Похожие материалы:
|