Публицистические грани античной историографии. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха |
29.09.2011 22:58 |
Ученые считают, что историография появляется в тот момент, когда помимо фиксации каких-то исторических событий появляется необходимость их интерпретаций, а появляется она в тот момент,когда возникает классовое общество. В античной историографии утвердилось риторическое направление, которое выполняло публицистические задачи. История чаще рассматривалась как способ воспитания и воздействия на публику. Риторическая школа пошла от Исократа. Противниками его были Фукидид и Геродот. Публицистические истоки - в риторической историографической школе.Признаки историографии в риторическом направлении: 1.риторические отступления 2.приукрашивание событий 3.пересказы речей 4.использование анекдотов. В античной историографии возник жанр, который особенно активно вбирал в себя черты красноречия- риторическая биография («Сравнительные жизнеописания»Плутарха).Плутарх особенную популярность получил в эпоху Возрождения. Начальное образование он получил дома, затем продолжил его в Афинах (изучил философию, риторику, естественные науки). В Риме проходили его публичные выступления ,философские беседы. Цель, которую он выражал - сохранить былое величие Греции хотя бы в книгах. Оставил множество произведений различного характера (философского и религиозного):нравственные сочинения (морали,не имеют отношения к историографии),сравнительные жизнеописания (историографический жанр), биографии выдающихся греков и римлян, которые объединены в пары,после них идет сопоставление (23 пары дошло до нас, сопоставления: четыре не дошло,четыре - непарные,всего 50 биографий), героев выбирал по принципу сходства, в хронологической последовательности. Главная цель- настраивать человека на добродетель. Не стремится к последовательному и скрупулезному изображению, этическая цель для него выше исторической. Психолого-биографические очерки, ярко выражен интерес к характеру. Обличает пороки,выясняет причины и смягчающие обстоятельства.Особенности языка и стиля:нельзя назвать образцовым,материал из разных источников,стиль небрежный, начало предложений не соответствует концу,обилие непонятных слов,одно понятие выражено двумя словами, много метафор, сравнений, цитат, анекдотов, пословиц, легенд. |