Очерки В.Овечкина «Районные будни» |
23.10.2012 15:02 |
Овечкин родился в Таганроге. В детстве потерял мать и отца, работал подмастерьем у сапожника, заведовал избой-читальней, преподавал в школе ликбез, был председателем сельскохозяйственной коммуны. Писать начал в 20-х годах, первый сборник рассказов - «Колхозные рассказы» (1935). Во время войны был военкором в армейских и фронтовых газетах. Военные впечатления нашли отражение в повести «С фронтовым приветом» (1945). Сельская тематика всегда волновал Овечкина. В своей публицистике он остро ставит вопросы о руководстве совхозов и колхозов. Всесоюзная слава приходит после публикации в «Правде» и в журнале «Новый мир» очерков «Районные будни». Первый очерк (1952) - «Борзов и Мартынов» (в «Правде» и в «Новом мире»), «На переднем крае» (1953), «В том же районе» (1953), «Своими руками» (1954), «Трудовая весна» (1956). Овечкин считал, что недобросовестное руководство - главная причина неудач в сельском хозяйстве. Он считает, что главная задача писателя и журналиста - улучшать жизнь народа. Овечкин называет «Районные будни» книгой очерков. Это новый тип очерков на стыке публицистики и художественной литературы. Действие происходит в городе Троицке (районный центр) - прообразом послужил город Львов. Из всех героев с натуры списан только Долгушин. Жизненная достоверность других героев была обеспечена тем, что они отображали реалии действительности. Поразительный эффект документальной достоверности создается ее содержимым. Овечкин использует художественный прием - стилизация под очерк. Это позволяет автору анализировать характер людей, важные хозяйственные проблемы, проблемы руководства, позволяет выносить героям приговор устами героев и от своего имени. «Районные будни» - новаторское произведение, «деловая правда», основанная на факте, реальных событиях (от журналистики) и есть вымышленные персонажи, художественные обобщения (от литературы). Овечкин впервые в советской литературе сделал экономические, социальные и политические проблемы предметом глубокого эстетического переживания. Овечкин видел свою задачу в том, чтобы обличить бюрократов, партийных руководителей, которые мешают развитию сельского хозяйства. В первом очерке «Борзов и Мартынов» автор сталкивает двух партийных руководителей: первого секретаря райкома партии Борзова и второго секретаря Мартынова. Очерк начинается с описания уборочной компании. Убрать урожай мешают затянувшиеся дожди. Мартынов просит приехать Д.Опенкина (председателя передового колхоза). Мартынов обращается к нему с просьбой помочь советом. Опенкин ничего посоветовать не может, но может обещать, что план по хлебозаготовкам не будет повышен. Затрагиваются проблемы уравниловки в оплате труда. Возвращается Борзов, не догуливая отпуска, и сразу едет на работу. Его волнует, как идет уборочная, беспокоится о престиже района, для него главное - план. Упрекает Мартынова в том, что район не на первых позициях. Опенкин возмущается несправедливым порядком, когда кто-то честно работает, а кто-то становится иждивенцем. Борзова это не волнует, ему главное сдать хлеб. Борзов и Мартынов показаны с разных сторон. Рассказывается о жизни Борзова. Он женился на известной трактористке Маше, есть любовница. Между Мартыновым и Борзовым возникает конфликт. Борзов снимается с поста, его место занимает Мартынов. Овечкин подчеркивает, что партийное руководство озабоченно сменой руководящих кадров, вследствие чего методы руководства меняются к лучшему. Мартынов старается решить наболевшие проблемы, борется с бюрократами, занимается подбором кадров. Проблематика очерка актуальна, герои очерка - правдоискатели, они стремятся найти истину. Мартынов является таковым, ведь он не заботится о своей карьере, а заботится о пользе дела. В других очерках продолжают действовать эти же герои. Овечкин выступает как замечательный художник, который смог создать живые характеры героев. Используется контраст, антитеза (во внешности и в руководстве). Характеры раскрываются через речь и спор. Через диалоги раскрывается индивидуальность героев. Большое внимание автор уделяет сплаву художественного повествования и документальности. Овечкин часто указ конкретное место и время происходящих событий. Жанровые особенности: вызывает иронический смешок, обнаруживают свое отношение лишь документальным монтажом. Используется прием художественной типизации. Читатели и герои решают одни и те же задачи, живут в одних и тех же обстоятельствах. Заслуга Овечкина в том, что он старается добиться того, чтобы журналистика была художественной, а литература - действенной. Это во многом определило особенности его очерков. Они связаны с традициями русской деревенской прозы, которая имела направление, связанное с постановкой наболевших проблем. В наше время эта книга доказывает, что журналист и писатель могут сыграть очень важную роль, подняв злободневные проблемы. Овечкин считает, что задача художника - изменить жизнь к лучшему. Он доказал, что за справедливость нужно бороться.
|