C.М.Бондаренко "Урок..." - Поиски и открытия |
03.12.2010 02:49 |
— Подумаешь, Америку открыл! Еще в пеленках это мы знавали!..
А я один, как клад, ее отрыл И позабыть уже смогу едва ли. ………………………………. Она во мне. Я жил, ее тая... Я, стиснув зубы, в муках, на пределе, Ее добыл. Вот истина моя! Вы ж до сих пор банальностью владели.
Евгений Винокуров
— Откройте тетради. Записываем. Тема сегодняшнего урока — не и ни с местоимениями. Иванов — к доске. Запиши парами следующие слова: никто — некто, ничто — нечто. Обратите внимание, что под ударением пишется не, а без ударения — ни. Это образчик подачи знаний в готовом виде. Дети слушают формулировку правила, записывают несколько примеров, и, если они все поняли, считается, что урок был обучающим и своей цели достиг. Было объяснение, было закрепление, но не было умственного напряжения, активного поиска, радости постижения, открытия. Скучный предмет эта грамматика, но приходится терпеть. А теперь представим себе введение этой темы таким образом. На доске записываются те же два слова: никто и некто. Затем учитель подписывает под словом никто слово ничто и обращается к классу с вопросом: «А что надо подписать под словом некто!» Таким образом класс сразу втягивается в поиск: надо уловить закономерность, которой будет соответствовать четвертое слово, а для этого необходимо определить, какое сходство и какое различив существует между словами, которые ужо записаны. И далее оба ряда слов — с ни и с не — выстраиваются уже силами самих учащихся, после чего учитель предлагает классу произвести обстоятельное сравнение двух рядов. Так учащиеся подводятся к тому, чтобы самостоятельно «открыть» правило. Когда они уже схватили суть, есть еще один этап работы, который школьники тоже могут осуществить самостоятельно, — словесная формулировка найденной закономерности. Конечно, учитель может дать свою формулировку или (так делают многие) предложить одному из учеников прочитать ее по учебнику, а потом попросить других повторить (ради закрепления). Но тогда класс лишится одного из интереснейших и труднейших моментов поисковой деятельности — поиска адекватного выражения мысли в слове, «мук слова». Если же ученики проделают все эти этапы работы самостоятельно, добытое ими нехитрое грамматическое правило будет так же отличаться от внимательно прослушанного и добросовестно выученного, как истина отличается от банальности. Как писал немецкий педагог Гербарт, плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. |