Рекомендуем

Филфак Главы Б.Ляшенко "Как надо..." - Виды интонаций


Б.Ляшенко "Как надо..." - Виды интонаций

20.03.2009 22:18

В жизни мы пользуемся интонациями не задумываясь, а у микрофона врожденное умение говорить, как правило, сильно уменьшается. Глубоко заблуждается тот, кто считает, что у микрофона нужно читать как угодно, но роль ко не так, как мы говорим в жизни. У микрофона надо уметь обычно говорить, соблюдая при этом несколько условий: говорить логически верно, приемлемым для вещания голосом, с не вызывающей раздражения у слушателей дикцией и грамотно. Интонационное же разнообразие речи присутствовать должно непременно. Главных интонаций всего четыре.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

Без овладения этой интонацией речь будет примитивной. Вот вам простая фраза: "Я сегодня больше никуда не пойду". Исходя из вашего настроения, выделяйте в ней любое слово, но в конце предложения ваш голос должен очень отчетливо опуститься вниз, всей своей тональностью давая понять, что вы фразу завершили и поставили точку. После вашей интонации "с точкой" собеседник уже не должен ждать продолжения фразы.

ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

"Мне сегодня надо сходить на завод, взять интервью, посмотреть отснятый материал, смонтировать его, озвучить и выдать в эфир". Слова "на завод", "интервью", "материал", "смонтировать его" и "озвучить" надо произнести интонацией, которую Станиславский называл "квакающей". Она и впрямь своим "подскоком" на перечисляемом слове похожа на кваканье. Перечисляя, вы словно загибаете поочередно пальцы и киваете при этом головой: мол, я обязан сделать то-то, то-то, то-то-и, завершив перечисление, опять же ИНТОНАЦИЕЙ, резко уходящей ВНИЗ, поставьте точку.

ВОПРОСИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

Задайте любой вопрос. Что вы сделали со словом, которым хотели "вопросить"? Вы его резко "подбросили" своей интонацией. Совсем не так, как вы подбрасывали слова при перечислении, но "подпрыгнули" голосом впечатляюще. Возьмем простенькое предложение: "Мы сегодня пойдем в Большой театр". Пока оно - сугубо повествовательное. Но, в зависимости от того, ЧТО вы хотите спросить, вы будете резко подпрыгивающей интонацией выделять нужное вам слово: "Мы сегодня пойдем в Большой театр?". Ответ может быть разным "Нет, пойдут соседи, а мы будем торчать дома". Двигаемся со своими вопросами дальше: "Мы сегодня пойдем в Большой театр?". Вы слышите свою интонацию? Вы правильно ее применили? Собеседник поймет, о чем вы его спросили? В обычной жизни вы совершенно безошибочно выделяете нужное слово и блестяще применяете интонацию. Так же надо делать и у микрофона, если ваг приходится задавать вопрос. Тренируясь, можете в любом повествовательном предложении уточнять вопросительную интонацию.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

Она характерна либо сильным (до "баса") понижение) голоса на нужном слове, либо резким повышением его (словно вы капризничаете). Но не спутайте ненароком интонацией вопроса. Впрочем, в жизни это невозможно. Попробуйте перенести свой опыт и в речь у микрофона: "Мы сегодня (!) пойдем в Большой театр!", "Мы сегодня пойдем (!) в Большой театр!". Восклицать, как вы понимаете, можно каждым словом. Это зависит от вашего настроения Попробуйте воскликнуть каждым словом поочередно. Но помимо "фундаментальных" интонаций есть другие. С их помощью можно "рисовать" голосом текст, включенный в кавычки, в скобки, давать понять, что вы прочитали вводное предложение, а потом вернулись основному. Давайте попробуем разъяснить, как же можно голосом рисовать "нечто".

КАВЫЧКИ

"Министр назвал новое постановление "тяжелым, но совершенно в настоящее время необходимым", указав при этом, что оно вскоре "либо может быть изменено, либо отменено вовсе". Выделенные слова (закавыченные) следует читать чуть громче, чуть медленнее, более четко, чем основной текст предложения. И тональность тоже должен быть несколько иной, чтобы была слышна разница между цитатой и авторским текстом.

СКОБКИ

"Сто миллионов тонн зерна (а именно столько мы предполагали собрать в этом году) бывшим колхозам собрать никак не удастся". Как "нарисовать" голосом текст, заключенный в скобки? Начав "нормальным" голосом читать предложение, очень резко поднимите вверх слово "зерна". После этого значительно понизьте голос и текст в скобках прочитайте быстрее, чем текст вне скобок. Теперь слова "бывшим колхозам" прочитайте точно в той же тональности, какую до этого вы придали слову "зерна". Поняли? Слово "зерна" должно быть произнесено так, чтобы его интонационная окраска обязательно запомнилась слушателям своей резкой отчетливостью, а потом точно такую же окраску придайте словам "бывшим колхозам", то есть вернитесь интонационно к слову "зерна". Я не стал бы так подробно об этом рассказывать, если бы не знал, как трудно иногда бывает на уроках добиться желаемого результата. Точно таким же понижением голоса и таким же ускоренным чтением текста можно "рисовать" вводные предложения, словно убирая их на второй план по сравнению с основным текстом информации (или любого другого текста): "И вот автомобиль, виляя и подпрыгивая, выскочил, наконец-то, на шоссе". Слова "автомобиль" и "выскочил" должны быть произнесены с совершенно одинаковой (высокой) тональностью, а текст, заключенный в запятые ("виляя и подпрыгивая"), надо сказать побыстрее и голосом пониже. Сделав эти небольшие интонационные "хитрости" привычными для себя, вы значительно обогатите выразительность своей профессиональной речи. Разумеется, в жизни к этим основным интонациям примешивается масса эмоциональных оттенков речи: горечи, удивления, радости, раздражения, нежности, пренебрежения, скепсиса, ярости, недоверия, загадочности, намеков, нетерпения, недоумения, недопонимания и так далее. Для чтения у микрофона нам бывает необходим лишь намек на это эмоциональное разнообразие, да и то не в официальных материалах, а в авторских. Но, тем не менее, ваш намек на то или иное настроение, заложенное в тексте, слушатель должен ощущать. Разумеется, применять это надо к месту и с чувством такта. Ведь будет странно, если вы придадите "ехидный" оттенок заслуженной похвале в чей-то адрес или весело прочитаете о похоронах. Понятно, что мы не актеры, в образ нам входить не надо. Но читать мы обязаны ясно, четко и, конечно, с верным настроением.  

 Далее: Логические центры

Оглавление 

Поделиться с друзьями:

Похожие материалы:
 
Онлайн-сервис помощи студентам Всёсдал.ру Приобрести новую профессию удаленно Уроки английского для взрослых и детей