Рекомендуем

Филфак Главы Б.Ляшенко "Как надо..." - Артикуляция согласных звуков


Б.Ляшенко "Как надо..." - Артикуляция согласных звуков

20.03.2009 22:33

Так же как и гласные, согласные звуки надо произносить на правильном выдохе. При этом следует помнить, что у каждою человека могут быть какие-то отклонения в строении речевою аппарата (неправильный прикус, отсутствие зуба, величин» языка и т.д.). Иногда очень важно самому суметь приспособить свой аппарат для произнесения того или иного звука. Но если у | вас нет заметных отклонений такого рода, то можно пробовать классические способы произношения согласных звуков. [П]-Губы плотно сжаты. При произнесении звука [П] происходит взрыв. Губы резко размыкаются. Нижняя челюсть слегка опускается. Расстояние между зубами - в зависимости от предыдущего гласного звука. Повторяю: звук образуется резким размыканием сомкнутых губ без участия связок. [Б]-Так же, как [П], но при более сомкнутых губах (верхняя губа слегка обнимает нижнюю), и выдох более активный, чем при образовании звука [П]. Если положить ладонь на горло, то чувствуется вибрация связок. [Т]-Кончик языка приподнимается к верхним резцам с внутренней стороны. Под напором выдыхаемого воздуха язык резко отталкивается от зубов. ОСОБЕННО ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЕ за тем, чтобы воздух был направлен именно на кончик языка, а не просачивался между языком и нёбом (иначе будет шепелявое [Т] и не задевал связок (что может дать сдавленный, сиплый звук). [Д]-Язык прижимается с большей силой к верхним резцам, чем при образовании звука [Т], и отрывается напором воздуха вниз. Работа языка при создании звуков [Д] и [Т] помогает устранить вялость языка. [Х] - Образуется при сближении задней спинки языка с мягким нёбом. Звук надо произносить на мягком, "теплом" выдохе, так как сильный выдох придаст звуку гортанный оттенок. [К]-Образуется схоже со звуком [X], но выдох более сильный. Мгновенный выброс воздуха - звук должен быть чистым и коротким. [Г] - Кончик языка упирается в корни нижних зубов, спинка языка сильно выгнута и касается границы твердого и мягкого нёба. Звук должен быть

(ИЗВИНИТЕ, СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА ПРОПУЩЕНА)

…которые ощущают холод. Следите за тем, чтобы язык не был опущен к нижним зубам или нижняя челюсть не выдвигалась вперед (будет шепелявость), чтобы воздушная струя не направлялась к верхней губе (будет звук, подобный [Ф] ). [Щ] - Положение рта такое же, как при произношении [Ш], но передняя часть языка артикулирует ближе к зубной части нёба. Не зажимать зубы. Выдох очень сильный. [3] - Положение рта такое же, как при образовании [С]. Выдох не очень активный. Кончик языка мелко вибрирует. Обязательна маленькая щель между зубами. [Ж] - Губы мягко раскрыты, зубы обнажены, между ними небольшое расстояние. Язык приподнят к корням верхних зубов, но не соприкасается нёбом и зубами. Колебание выды хаемого воздуха ощущается на языке. Освоив артикуляцию на отдельные гласные согласные, переходите к новым упражнениям. 1. Вдох - 2 сек, задержка дыхания - 3 сек, а на выдохе произносите последовательно по четыре звука: У-У-Ы-Ы, У-У-И-И, У-У-О-О, У-У-А-А, У-У-Э-Э Следите за тем, чтобы артикуляция менялась в соотствии с ранее освоенными упражнениями, качайте плавно, без рывков. Поначалу это упражнение надо делать очень медленно, с каждым днем понемногу ускоряя темп. 2.Через две недели начинайте выполнять следующее упражнение: вдох - 2 сек, задержка дыхания - 3 сек, а затем на весь выдох (2-3 сек) одно длинное У. 3. Вдох, задержка дыхания, на выдохе произнесите сначала короткое [У], сделайте паузу, опять короткое [У[, опять пауза и еще раз короткое [У]. Так вы приучите делить дыхание на части, а не отдавать его сразу целиком. 4. Теперь начинайте упражнение №3 и на все остальные гласные, постепенно удлиняя вдох и выдох: 2-3-4, 3-4-5, 4-5-5. Повторяю: вдыхайте без сипоты и хрипа, широко раскрытыми ноздрями, а выдыхайте как можно более плавно и так, чтобы выдох не холодил приставленную ко ладонь. 5. Теперь начинайте проверять, как у вас будут получаться СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. При этом надо помнить, что согласные звуки [П] [Б], [Т], [Д], [К] и [Г] образуются очень коротким вздохом - [П]!, [Б]!... Если вы будете пытаться протянуть звучание, то к ним обязательно прибавится гласная, не допускайте этого. В звуках [Х],[Л],[Р],[Н],[М],[В],[Ф]ЛЗ],[Ж],[Ш],[Щ] длинное звучание возможно: ХХХХХХХ, ЛЛЛЛЛЛЛ, РРРРРРР Звуки [Ч] и [Ц], если их тянуть, превращаются в [Ш] и [C] следовательно, они должны быть произнесены кратко. Чтобы выработать четкое произношение звуков [Ч] и [Ц], соединяйте их со следующими звуками: [П-Ч],[Т-Ч], [К-Ч], [Х-Ч], [Ф-Ч], [С-Ч], [Ш-Ч],[Ц-Ч], [Ч-Ч]. 6. Добившись правильного произношения этих звуков, начинайте прибавлять к согласным мягкий знак, произнося [ПЬ], [БЬ], [ТЬ], [ХЬ], [КЬ], [ГЬ], [НЬ], [МЬ], [ВЬ], [ЛЬ], [ФЬ]. Звуки [Ш], [Ж] и [Ц] с мягким знаком произносить не надо, а звуки [Ч] и [Щ] сами звучат мягко. 7. На [ТЬ] и [ДЬ] обратите особое внимание, так как при неправильной артикуляции [ТЬ] может превратиться в [Ц], а [ДЬ] в [3]. Такое звучание недопустимо. Иногда при произношении [РЬ] язык колеблется плохо. В таком случае делайте следующее упражнение: очень четко произносите [Т],[Д],[Т],[Д],[Т],[Д]. Потом [ТРРР], [ДРРР], [ТРРР], [ДРРР], а затем [ТРЬ], [ТРЬ], [ТРЬ], [ТРЬ], [ДРЬ], [ДРЬ], [ДРЬ], [ДРЬ]. Добейтесь точного звучания. Освоив эти звуки, переходите к чистому [РЬ], следя за тем, чтобы было именно [РЬ], а не [РИ]. Если вы убедились, что с произношением этих звуков у вас уже нет проблем, переходите к следующему упражнению.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ К ГЛАСНЫМ

Гласные к согласным присоединяйте в следующем порядке: [А-О-У-Э-Ы-И]. Начинайте с[БА-БО-БУ-БЭ-БЫ-БИ]. Губы должны работать активно. Потом произносите [ВА-ВО-ВУ-ВЭ-ВЫ-ВИ], [ГА-ГО-ГУ-ГЭ-ГЫ ГИ] и так далее с остальными согласными. Следите за тем, чтобы артикуляция губ была правильной, произнесение каждого звука - отчетливым, без призвуков. "Прогнав" все согласные по приведенной выше схеме, преходите к новому упражнению: БТА-БТО-БТУ-БТЭ-БТЫ-БТИ], ВТА-ВТО-ВТУ-ВТЭ-ВТЫ-ВТИ] и так далее, следя одновременно, чтобы не звучало [БЫТА-БЫТО ] и т.п. Необходимы совершенно четко и чисто три звука: [ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ] Освоив эти упражнения, приступайте к следующему: [ТТТА, ТТТО, ТТТУ, ТТТЭ, ТТТЫ, ТТТИ, БББА, БББО, БББУ, БББЭ, БББЫ, БББИ, ДДДА, ДДДО, ДДДУ, ДДДЭ, ДДДЫ, ДДДИ]. Это упражнение резко укрепляет мускулатуру губ, увеличивает подвижность нижней челюсти, придает речи общую легкость. Если приведенные выше упражнения вам уже не доставляют затруднений, можно перейти к работе над голосом.

Далее: Голос

Оглавление 

Поделиться с друзьями:

Похожие материалы:
 
Онлайн-сервис помощи студентам Всёсдал.ру Приобрести новую профессию удаленно Уроки английского для взрослых и детей