Б. Ласкин - Девушка у окна
|
14.01.2011 23:23 |
- Очень я люблю искусство. Кинофильм хороший посмотреть, концерт послушать, в театре побывать - для меня главное удовольствие. Я в Москве оперу слушал «Кармен» из испанской жизни в Государственном академическом Большом театре, так я эту оперу до сих пор в памяти держу. Искусство - ведь оно украшение жизни. Верно?.. Но это я про какое искусство говорю? Про театральное, про музыкальное. А есть еще искусство изобразительное. Живопись, скульптура и тому подобное. Я ведь слышал, вам сейчас лейтенант сказал: «Спросите у старшего сержанта Каретникова, почему он живопись любит?» Пожалуйста, я могу рассказать, если у вас, конечно, время есть. Только эта история не серьезная будет, а так - шуточная. Было это двадцать третьего июля. Находились мы тогда в одном немецком городке. И был в том городке художественный музей. Мы в этом музее много картин обнаружили, наших. Приехала к нам комиссия из Советского Союза, чтобы эти картины собрать и обратно домой отправить. И вся комиссия в полном составе поселилась в особнячке во дворе нашего комендантского управления. И вот двадцать третьего июля часов в двенадцать захожу я к нашему лейтенанту и слышу разговор. Стоит у лейтенанта музейный профессор из этой комиссии и говорит. - Основная,- говорит,- задача - вывезти наши произведения искусства на родину в абсолютной сохранности. Очень,- говорит,- вас прошу послать в музей одного или двух товарищей, чтобы они нам доставили ряд произведений, которые там отложены. Особое,- говорит,- внимание прошу обратить на «Девушку у окна»... Нужно ее взять под специальную охрану и доставить сюда, И еще,- говорит,- нужно проследить, чтобы она не попала под дождь, чтобы, одним словом, не повлияла на нее погода. Нам,- говорит,- ее нужно сохранить для потомства. Лейтенант говорит: - Товарищ профессор, все будет сделано. Профессор благодарит и уходит, а лейтенант ко мне обращается: - Пройдите, товарищ Каретников, в музей. Найдите там «Девушку у окна» и доставьте ее сюда в полной сохранности. Я говорю: - Есть доставить девушку у окна. Выхожу от лейтенанта, беру с собой солдата по фамилии Палыско и направляюсь вместе с ним в музей. Приходим. Смотрим, работа идет на полный ход. Картины упаковывают, списки составляют, Здесь я делаю то, что... Вы извините, конечно, но я вам не скажу, что я тогда именно сделал. Я потому сейчас не говорю, чтобы вам дальше интересней слушать было. Да. Иду я по коридору и вдруг слышу прекрасный женский голос: С берез, неслышен, невесом, Слетает желтый лист, Старинный вальс «Осенний сон» Играет гармонист... Вхожу в зал, откуда голос слышен, и вяжу следующую картину. Стоит девушка у окна, греется на солнышке и поет песню. И тут я сразу, буквально с одного взгляда, замечаю, что девушка эта необыкновенной красоты, как сказал профессор, «произведение искусства». Вы, конечно, можете сказать, что всегда, мол, когда в рассказах про девушек речь идет, исключительно одни красавицы бывают. Но я понимаю так, что в художественной литературе писатель этим делом читателей завлекает, чтобы им интересно было узнать, что же именно произойдет с такой красавицей. Но я же не писатель. Я старший сержант. Так?.. Да. Смотрю я на эту девушку и буквально глаз не могу оторвать. Возрастом примерно мне ровесница. Фигура замечательная. Стройная, высокая, легкая вся. Волосы темные, пушистые. Лицо приятное. Вот она какая - девушка у окна!.. Я вижу, вы улыбаетесь. Между прочим, вы рано улыбаетесь. А почему рано, слушайте дальше. Стою я, смотрю на нее. Она на меня смотрит и тихонько поет:
Вздыхают, жалуясь, басы, И словно в забытьи Сидят и слушают бойцы, Товарищи мои...
Допела куплет и говорит: - Вы ко мне, товарищ старший сержант? - К вам. - Слушаю вас. Смотрит на меня и ждет ответа. А я чувствую: у меня язык отказал. Не могу слова сказать, до того хороша девушка. Она, конечно, видит, как я на нее смотрю, спрашивает: - Что вам нужно? Я говорю: - Мне нужны вы. - А что такое? - Я выполняю специальное задание. Мне,- говорю,- поручено сохранить вас для потомства... нужно от дождя вас уберечь и от сырости. Девушка говорит: - Я вас не понимаю... Вы, пожалуйста, идите... Я говорю: - Нет. Мне поручили вac доставить как произведение искусства в комендантское управление. Прошу вас, если можно, со мной. Девушка у окна обижается. - Довольно,- говорит,- шутить. Вы мне мешаете работать. - А вы кем здесь работаете? - Я искусствовед, младший научный сотрудник. - А я старший сержант Каретников Алексей Ильич. - Очень,- говорит,- приятно. Оригинальный у вас способ знакомиться, Алексей Ильич! - А почему вы меня так официально называете - «Алексей Ильич»? Она отвечает: - А как же? Я же,- говорит,- младший сотрудник, а вы старший сержант. Тут я чувствую у нее ирония такая, что мне и ответить нечем. Я спрашиваю: - Так как же, пройдем в комендантское управление? Она говорит: - Хорошо. Пожалуйста, пройдем. Тем более сейчас обеденный перерыв. - Вот и замечательно,- говорю. Выходим мы с ней на улицу и идем. Следуем своим маршрутом, и на улице на нас люди оглядываются. Видят, идет старший сержант и рядом с ним девушка выдающейся красоты. Вот слушаете меня и опять улыбаетесь, будто все уже поняли. Но я вам скажу, что вы ничего еще не поняли. Приходим в комендантское управление. А там, во дворе, на открытой террасе столовая оборудована. И там, в этой столовой, все музейные работники питаются. Подходим мы к столику, где профессор еще с двумя товарищами обедает, и видим, что лейтенант наш тоже с ними, разговор ведется про искусство. Тут я говорю: - Товарищ лейтенант! Ваше задание выполнено. Он говорит: - Хорошо. Доложите профессору. А профессор видит девушку и говорят: - Тамара, почему у вас такое испуганное лицо? Она говорит: - Я ничего не понимаю, Ростислав Антонович. Меня,- говорит,- сюда к вам под конвоем привели. Лейтенант спрашивает: - Каретников! В чем дело?.. Тогда я говорю: - Мне было приказано найти девушку у окна и доставить ее сюда в полной сохранности. Пришел в музей, нашел девушку у окна и вот-пожалуйста! Тут профессор начинает хохотать. Потом с профессором эти двое начинают вместе. А потом девушка моя хватается за голову и падает на первый попавшийся стул. И такое происходит всеобщее веселье, что даже повар из кухни приходит и подключается, хотя еще и не знает толком, в чем дело. Смотрю, Тамара встает и ко мне подходит - Большое,- говорит,- спасибо. Вы,- говорит,- меня приняли за знаменитую «Девушку у окна» кисти великого художника... Я смотрю на Тамару. Глаза у нее сияют, и я понимаю, что начало уже сделано. - Вы знаете,- говорит,- товарищ старший сержант, в вас даже влюбиться можно за вашу милую наивность. Я говорю: - Это правильное решение.- А сам перевожу взгляд на лейтенанта. Вижу, лейтенант не смеется и глаз у него хитро прищурен. Кто-кто, а уж он-то меня отлично знает. - Ну ладно,- говорит,- а теперь докладывайте, где произведение искусства. Я говорю: - Пожалуйста.- И зову товарища, что со мной ходил: - Палыско! Несите сюда картину! Палыско подходит с картиной и аккуратно ставит ее на пол. Я упаковку снимаю, и все видят великое произведение искусства под названием - «Девушка у окна». Здесь все выражают большое удивление. А больше всех удивляется Тамара. Она слегка даже краснеет и тихо говорит: - Да, Каретников... Мне кажется, что я в вас рискую влюбиться. Я говорю: - Риск - благородное дело. - Так вы, значит, картину нашли сразу? - Конечно,- отвечаю,- как пришел в музей, так и нашел. Нашел и приказал Палыско упаковать как следует, чтобы доставить в полном порядке. Тут профессор встает и говорит: - Знаете, дорогой мой, с вашим чувством юмора вам нужно комедии сочинять. Я говорю: - Может быть, в дальнейшем попробую, если время будет. А лейтенант обращается к девушке: - Советую вам обратить внимание на старшего сержанта Каретникова. Вот и весь мой рассказ. Теперь, если имеете желание, пожалуйста, улыбайтесь. А раньше это было ни к чему. Тем более - я вас предупреждал. Так что живопись, я вам скажу, искусство прекрасное. Сейчас в Москву еду, обязательно зайду в Третьяковскую галерею. А пока что я и на жизнь, можно сказать, смотрю с точки зрения живописи. Поглядите в окно. Для вас, скажем, это степь, да? А для меня осенний пейзаж. Или вон на столе - продукты. Для вас это закуска, а для меня натюрморт. Ясно? Вот и все. Разрешите прикурить. Большое спасибо.
Поделиться с друзьями:
Похожие материалы:
|
|