Эффективное усвоение иностранного языка: гипотеза аффективного фильтра Стивена Крашена |
09.10.2016 00:05 |
Cтивен Крашен, лингвист и теоретик преподавания иностранного языка, в 70-х годах выдвинул теорию, согласно которой психические факторы влияют на способности человека к изучению и усвоению материала. Так называемые «аффективные факторы» - это тот комплекс эмоций, который затрудняет (или, наоборот, облегчает) процесс успешного усвоения иностранного языка. В целом можно выделить три категории факторов, влияющих на успех/провал студента.
Все эти факторы напрямую соотносятся со способностью успешно использовать язык, чтобы не пришлось обращаться в бюро переводов cdt-mos.ru. Речь здесь идёт не о заучивании (выучить что-то и сдать «формальный» тест можно и без самоуверенности, путём механической «зубрёжки»). «Аффективный фильтр» есть у любого студента просто потому, что человек не может не испытывать тех или иных эмоций. Однако здесь дело обстоит в степени, или уровне. Если аффективный фильтр низок, у человека нет преград для усвоения иностранного языка, он в целом успешнее в изучении, потому что не тратит энергию на негативные эмоции, на оценку того, как он выглядит со стороны и на страх. Иными словами, ничто не затрудняет доступ информации, и она спокойно проникает в мозг ученика, который, не сдерживаемый «верёвками» страхов, может её использовать. Наоборот, если аффективный фильтр высок, в человеке выстраивается определённая «блокада»: информация не усваивается должным образом, путь ей перекрыт. Она поступает в мозг, но пользоваться ей человек не может. Это объясняет распространённую ситуацию: ученик «знает» очень много. Он может рассказать правило, выучить огромное количество лексики, но, когда дело доходит до разговора, применить свои знания он не в силах и ему будет трудно работать переводчиком, например, в бюро переводов с нотариальным заверением. Вот почему так важно осознанно снижать влияние аффективного фильтра во время занятия. Обстановка в классе должна максимально располагать к усвоению языка и не вызывать стресса. Задача учителя, соответственно, сводится не только к тому, чтобы объяснить новый материал, но и к тому, чтобы обеспечить его усвоение и применение, создать такую атмосферу, в которой теория сможет свободно перетекать в практику. Конечно, многие опытные преподаватели прекрасно это знают (или как минимум чувствуют). Однако гипотеза Крашена подводит научную базу под такой преподавательский опыт и объясняет, почему многие ученики испытывают сложности при работе с материалом, даже хорошо и доступно объяснённым. |