Пролетарские поэты (А. Богданов, Д. Бедный)

| Печать |
24.09.2012 20:28

Демьян бедный

Пролетарские писатели объединялись вокруг социал-демократических газет "Искра", "Вперед", "Пролетарий", "Новая жизнь", "Звезда", "Правда" и др. Если писателей декадентского направления было не так уж много, то пролетарская литература носила массовый характер. Только на страницах газеты "Правда" за 1912-1914 гг. было опубликовано около тысячи стихов, рассказов, очерков, в создании которых приняли участие свыше 400 авторов.

 

Пролетарская литература состояла, в основном, из рабочих заводов и фабрик, трудовой интеллигенции. Наиболее часто публиковались Д.Бедный, А. Богданов (Волжский), Л. Радин, Е. Нечаев, Ф. Шкулев, А.Поморский, Я... Бердников, А. Гмырев, Е. Тарасов... Главное внимание авторы уделяли содержательной стороне произведений, стремясь внести свой вклад в разрушение существующего несправедливого строя. Писали они в расчете на массовую аудиторию. В основе их произведений - жизнь трудового народа. Многие из этих поэтов были непосредственными участниками революционной борьбы. Например, Александр Богданов (1874-1938), являлся видным деятелем большевистской партии, встречался с Лениным, шесть раз сидел в тюрьме за свои убеждения. В стихах и рассказах он поведал о каторжном труде рабочих, и о праздной жизни их хозяев. Богданов не сомневался в победе пролетариата. Отсюда и мажорный тон его творчества. Большой популярностью пользовались стихотворения поэта "Перед заводами", "Опричники", "Песня пролетариев", "Былое". Безыдейности и формализму символистов он противопоставил гражданственность и свободолюбие. Особенно ярко это выражено в стихотворении "Два стана":

Вам - "чары навии", рукоплескания.

Пиры безумные, цветы ажурные...

Нам - жизнь в безвестности, снега изгнания.

Могилы братские, скитанья бурные...

Вам - звоны сладостных цевниц,

Нам - цепи ржавые темниц...

Условия подпольной жизни не давали Богданову возможность хранить архивные материалы, многое из написанного им пропало, а первый сборник рассказов и стихов "Под ласковым солнцем" был опубликован лишь в 1916 г.

Для поэзии представителей пролетарского искусства характерны ясность мысли, революционная патетика, сатирическая направленность, агитационность. К сожалению, слабая сторона их творчества - недостаточное внимание к форме.

Большие успехи были достигнуты в жанре песенного искусства. В 1897 г. Г.М. Кржижановским осуществлены переводы с польского "Варшавянки" ("Вихри враждебные веют над нами..."), "Красное знамя", "Слезами залит мир безбрежный", "Беснуйтесь, тираны". Автором известной песни "Мы кузнецы, и дух наш молод" стал Ф.С.Шкулев. Пользовалась популярностью у рабочих "Песня пролетариев" А. Богданова. Самым же значительным событием было появление "Интернационала" А.Я. Коц-Данина (перевод стихотворения Э. Потье).

Особое место среди пролетарских поэтов занимал Демьян Бедный (Е.А. Придворов, 1883-1945). Псевдоним появился в 1911 г., когда писатель опубликовал стихотворение "О Демьяне Бедном - мужике вредном". Главное достоинство пролетарского поэта - умение четко выразить политическую мысль. Лучше всего ему удавались такие жанры, как басня и стихотворная сказка. Обращался поэт к басенным персонажам, которые уже сыграли свою роль в прошлые века. Однако на новом этапе эти традиционные образы рассматривались в политическом аспекте. Так, муравьи, кроме трудолюбия, были наделены еще и сознательностью, ерш не только шустрый и ловкий, но и принципиальный, умеющий вести подпольную работу ("Ерши и вьюны"). Каждая басня Бедного - это небольшая острая политическая драма с идейным подтекстом. В басне "Кукушка", опубликованной в 1912 г. в связи со столетием со дня рождения А. Герцена, поэт защищает революционные взгляды демократа; в басне "Волк и овцы" рассказывается о хитрости и наглости эксплуататоров. Влияние И.А.Крылова на творчество Д. Бедного бесспорно. Этого баснописец не скрывал, хотя и отмечал существенную разницу:

Я - ученик его почтительный и скромный,

Но не восторженно слепой.

Я шел иной, чем он, тропой,

Отличный от него по родовому корню,

Скотов, которых он гонял на водопой,

Я отправлял на живодерню.

Демьян Бедный работал много, проявляя остроумие и мастерство в подаче материала. Уже до революции он выступал в различных стихотворных жанрах: кроме басни, разрабатывал фельетон и агитку, миниатюру и рассказ, песню и частушку, эпиграмму и памфлет. Откликом на февральскую революцию стали стихи агитационного характера: "Рабочие - солдатам", "Братьям", "Под знамя "Правды", "Письмо Якима Нагого". Антинародный характер империалистической войны выражен в хрестоматийном "Приказано, да правды не сказано". Лучшие стороны дарования поэта разовьются уже после 1917 года.

Демьян Бедный реалистически относился к оценке своего творчества. Еще в канун Октябрьской революции он писал в стихотворении "Мой стих":

Пою. Но разве я "пою"?

Мой голос огрубел в бою,

И стих мой... блеску нет в его простом наряде.

Не на сверкающей эстраде

Пред "чистой публикой", восторженно-немой,

И не под скрипок стон чарующе-напевный Я возвышаю голос мой -

Глухой, надтреснутый, насмешливый и гневный.

Да, он "не служитель муз", все его творчество направлено на служение трудовому народу, верным выразителем дум которого он является. Этим поэт и интересен.

 

Поделиться с друзьями:

Похожие материалы: