Луи Арагон (1897-1982)

| Печать |
19.01.2012 21:58

Французский поэт, писатель, яркий общественный деятель, получил филологическое образование. В 1917 г. уходит волонтером в армию, где начал писать первые стихи. В юношеском возрасте в нем сформировалось чувство анархического протеста. Он стремится обновить мир через отрицание старого, и это приводит его в литературный лагерь дадаистов - последователей литературного направления, утверждающего доминанту бессознательного, интуитивного, детского восприятия и воспроизведения действительности.

Со временем Арагон перерастает дадаизм, так как единственным оружием его последователей против капиталистического мира было отрицание, которое стало бессмысленным. На формирование мировоззрения Арагона начинает влиять французская революция и создание французской коммунистической партии. В 1930 г. он прибывает в СССР, где посещает Конференцию революционных писателей. Данное событие вдохновило писателя, и он создает свои поэмы «Ура, Урал!» и «Красный фронт». Арагон становится активным участником литературной борьбы, осознает воспитывающую роль литературы, а после знакомства с трудами Маркса занимает четкую литературную позицию, становясь приверженцем жанра соцреализма. Идеалом Арагона является Владимир Маяковский.

Во время оккупации Франции гитлеровцами Арагон становится участником сопротивления. Это время совпадает с одним из наиболее значимых периодов его творчества. В это время он пишет поэтические произведения, такие как «Нож в сердце», «Глаза Эльзы», «Французская заря». В сборнике «Французская заря» (1943-44 гг.) возникает образ поднявшейся на борьбу страны. Автор часто обращается к славному историческому прошлому Франции (в некоторых стихах звучат мотивы «Марсельезы»), а в стихотворении «Легенда о Габриэле Пэре» образ главного героя обобщен до символа всего французского народа. Лейтмотивом книги является призыв к объединению против фашизма.

После войны Арагон активно работает в СМИ, В ЦК ФКП. Более того, он является представителем правления национального комитета писателей. Связь с Россией не прерывается и в 1955 г. он пишет книги «Советские литературы», где есть сборник глав о советских писателях - Горьком,  Маяковском, Николае Островском. В 1954 г. выходит сборник «Глаза и память», где выражается отношение поэта к миру. Автор утверждает превосходство жизни перед всем тем, что пытается ее разрушить.

Наиболее значимыми произведениями Арагона стали романы 50-х годов «Коммунисты» и «Страстная неделя». В романе «Коммунисты» показана Франция в переломный исторический период, образ страны и ее коммунистической партии является главным героем. Изображены различные социальные слои населения, в том числе реальные исторические личности. Автор проверяет своих героев на приверженность национальной идее, изображает слияние частных судеб с судьбой целой страны. Развивается и тема патриотизма и перспектив Франции, общий исход романа благоприятен.

«Страстная неделя» (1958 г.).

Действие романа происходит в течение семи дней. Историческая справка: роман отражает события 1815 года. Наполеон покинул Эльбу и двинулся на Париж с намерением возглавить страну. Людовик XVIII в страхе покидает двор. В пути к Наполеону примыкают дивизии, и под его командование переходит командующий войск Бурбонов маршал Ней. Правление Бурбонов отличается жестокостью, комфортно при нем только знати, а простые крестьяне и промышленники задавлены нищетой. Наполеон воспринимается не как руководитель кровопролитных войн, а как генерал, который хорошо знал о недовольстве народа и воспользовался этим. Обещая не допустить восстановления феодального строя и закрепить право крестьян на земли, он завоевывает доверие народа. Правление Наполеона продолжалось сто дней, после чего происходит его свержение, возвращение короля и Реставрация. В романе «Страстная неделя» Арагон описывает всего лишь одну неделю от вербного воскресенья 19 марта до конца Пасхи 26 марта, субботы до произошедшего бегства Бурбонов. Прототип главного героя - французский художник Теодор Жерико. Это автор нового, революционного направления в живописи. В тексте романа фигурирует реальное его произведение «Раненый керосин» и «Офицер Карбонариев». Автор хронологически соотносит периоды жизни своего литературного героя и настоящего Теодора Жерико, который семь дней является королевским мушкетером, хотя и чужд политике Бурбонов и служит только из чувства долга. Верный присяге, он сопровождает короля в бегстве из Парижа, но на этом пути меняется его мировоззрение. Теодор показан в динамике, в процессе выбора жизненного пути. На обложке романа, по желанию Арагона, в одном из первых изданий изображен девиз, определяющий главное движение и мысль романа: «Делать выбор присуще человеку». Треть героев романа - лица королевского окружения. Сам автор осуждает Бурбонов, их бегство становится крахом Франции. Но при этом автор гораздо подробнее описывает окружение короля, чем окружение Наполеона. Ему важно показать эту прогнившую аристократическую знать, сделать их причиной разрушения империи. Людовик XVIII не пользуется поддержкой своей страны, в то время как Наполеон воспринимается как спаситель. Но Наполеон в императорском кресле не выполняет ни одного из своих обещаний, заявляя: «Я не хочу быть королем черни». Столкновение Бурбонов и Наполеона яснее всего изображено в народном восприятии. Неслучайно в кульминационных главах романа («Свидание в Гиза», «Ночь в лесу») фигурируют простые люди. Именно здесь показан самый откровенный спор о Наполеоне и будущем страны. В этих же главах происходит и перелом в мировоззрении Теодора Жерико. С самого начала он предстает как личность ищущая, мятежная. Но, видя, как народ приветствует Наполеона, сомневается в правоте своего причастия к королевскому двору.

Важным моментом в раскрытии личности Жерико является его разговор с Огюстеном Тьерри. Юноша говорит о потрясении, которое испытывает перед картинами Жерико раненый Керасир. Жерико называет свои произведения новым направлением. Собеседник взволнован, он говорит о тирании Наполеона, выплескивая эмоции. Ночью в дороге Жерико становится свидетелем разговора приверженцев Наполеона о сути исторического развития, выражающих волю народа. Тьерри потрясен, он пытается осознать свое личное «я» по отношению к другим. Развязка происходит в главе «Страстная пятница». Главной идеей романа становится рождение национального чувства во Франции, растущее чувство национального самосознания. Еще один мотив романа - утверждение реального искусства. Творения Жерико опровергают официальную парадность искусства, на полотнах этого художника жизнь в ее любых проявлениях и именно такой Жерико-художник призван служить своей стране и народу.