Творчество Глеба Ивановича Успенского (1843 – 1902)

| Печать |
20.12.2011 21:05

 

Г.И.Успенский

Очерк «Выпрямила» (1885 г.) - программное произведение автора, центральный образ в котором - статуя Венеры Милосской - подчеркивает огромную силу искусства, силу идеала, заставляющего осознать человека свое несовершенство и выпрямиться духовно, ощутить радость, счастье и покой. Особенности поэтики: 1) автобиографичность очерка - Глеб Успенский, подобно герою Тяпушкину, совершает путешествие в Германию, Францию и Англию, испытывая необыкновенное духовное потрясение от восприятия буржуазного мира, не принимая его ценностей, и в этом ощущения автора и героя совпадают.

2) аллегоризм и символика: образ «каменной загадки» Милосской как символ искусства, его вечных ценностей; образы Парижа и Лондона олицетворяют буржуазный мир, который не может понять и принять герой - правда этого мира напоминала Тяпушкину ощущение «промозглой дряни, облипающей все тело» (прослеживается влияние народнической идеи); образ избенки олицетворяет тяжкую и беспросветную жизнь народа; образы деревенской бабы и девушки строгого монашеского типа. 3) своеобразие композиции - построение очерка типично и для других очерков Успенского. В центре - описание или образ, в данном случае - образ Венеры, великого произведения искусств, все остальные образы соотносятся с ней. Принцип антитезы прослеживается в противопоставлении описания статуи и впечатлений от Парижа и Лондона, размышлений Тяпушкина о буржуазном мире и размышлений о буржуазном мире, описания деревни и воспоминаний о статуе. В образе Венеры Успенский заостряет внимание читателя на следующих деталях: «почти мужицкие завитки волос по углам лба», из-за которых Тяпушкин называет ее безрукой уродиной, калекой. Автор как бы не замечает красоты тела Венеры, намекая на то, что скульптор ставил перед собой иную задачу - изобразить духовную красоту, красоту человеческого мастерства, ознакомить человека с ощущением счастья быть человеком.

Главная мысль очерка раскрывается различными средствами, в том числе из полемики с А.А. Фетом, который написал в 1856 г. стихотворение «Венера Милосская» («И целомудренно, и смело»), подчеркивал в нем прелести тела Венеры. В первом варианте у Фета - «смеющееся тело».

Ранние произведения Успенского: «Нравы Растеряевой улицы» (1866) - принесло необыкновенную славу, «Разоренье», цикл «Новые времена - новые заботы» (1873-78), цикл «Крестьянин и крестьянский труд» (1880), «Власть земли» (1882).

Уже первые очерки - «Старуха» (1867), «Старьевщик» (1863), «Дворник» (1865) - типичны и традиционны. Уже здесь мы отмечаем соединение двух начал - публицистичности и художественности. Короленко называет очерки «смесью образа и публицистики». Именно синтез этих начал позволяет воссоздать картину современной действительности.

«Нравы Растеряевой улицы» - своеобразный цикл: изображена улица города Т. (прообраз - город Тула), где «на окраинах селился обглоданный люд», а также «живоглоты», угнетающие этот люд. Это серия очерков разного типа (сценки, диалоги, рассказы об отдельных персонажах - Прохор Порфирыч, Толоконников, Хряпушин, об отдельных семействах - Претерпеевы). Единство всем зарисовкам придают размышления автора о растеряевской жизни, о растеряевском человеке, жизнь которого протекает в пьянстве и невежестве. Исследователь А.А. Демченко (глава об Успенского в учебнике под редакцией В.Н. Аношкиной) подчеркивает власть алкоголя, который порождает апатию, нужду, отсутствие разумного начала в жизни. Подобные сцены и образы могут быть даны в восприятии только одного персонажа, например, Прохора Порфирыча, судьба которого переплетается с судьбами других. Он пистолетный мастер, история его жизни в том, что этот молодой и предприимчивый («ума-страсть») человек направляет весь свой ум на обогащение. Испытывая нужду страстную (он побочный сын чиновника), после смерти последнего прибрал к себе все имущество, открыл в его доме пистолетную мастерскую, и живя засчет труда «чумазого народа», выкарабкался на «гладкую дорогу ограбления народа». Прохор Порфирыч строит рядом с фабрикой кабак, мечтая о двух главных днях в неделе: понедельнике (похмелье) и субботе - дне расчета («мастеровые делятся на две партии - одна сразу идет в кабак, другая сначала в баню, затем в кабак»). Традиционная точка зрения на этот очерковый цикл состоит в том, что здесь даны картины нужды и нищеты. Но только ли об этом речь? Современный исследователь Б.С. Дыханова отмечает, что Успенский имел ввиду и духовную нищету: «Растеряева улица - универсальный художественный образ, некая модель всей провинциальной жизни и одновременно разоблачение склада социальных отношений».

«Власть земли» (1882), входит в цикл очерков. Название очерка - крылатое выражение о крестьянском труде и его характере. Начинается очерк с публицистических размышлений о власти земли. Крестьянин зависит от тонкой травиночки, будет ли она расти или погибнет. Расстаться с землей невыносимо тяжело, нравственные качества личности крестьянина напрямую связаны с землей. Успенский включает сюда былину о Святогоре-богатыре, который не смог приподнять сумочку, притянутую к земле-матери, и именно эту загадку и пытается разгадать автор.

Особенности композиции очерков Глеба Успенского: фрагментарность, своеобразная форма «матрешки» - везде одна мысль, но выражающаяся разными средствами: 1) былина - загадка о Святогоре. 2) авторские размышления публицистического характера. 3) прямые обращения к читателю. 4) вставные эпизоды или образы 5) введение в текст образов эпизодических персонажей - например, крестьянина-старика, участника войны 1812 года и обороны Севастополя, сеявшего по 90 мер овса из-за того, что жалко ему бросать землю, он испытывает восторг и восхищение от своего труда на ней. 

Другие очерки цикла: «Народная интеллигенция», «Земледельческий календарь», «Теперь и прежде» - объединены мыслью о власти земли, та же мысль в очерках «Крестьянин и крестьянский труд», «Из разговоров с приятелями», «Трудами рук твоих». Образ Ивана Петровича Босых, который живет вначале неосознанной и слепой жизнью - берет взятки, начинает пить, теряет совесть - но в конце опять возвращается к земле и исправляется.

Успенский был тесно связан с народнической идеологией, проповедующей теорию «объединенного социализма», в его произведениях отражены и народнические идеалы, и иллюзии, связанные с ними. Отметим и некоторую односторонность подхода автора к отображению - она связана с тем, что не ставится вопрос о социальных причинах тягот крестьянской жизни.

При изучении творчества Глеба Ивановича Успенского советуем опираться на монографии литературоведов Демченко, Соколова, Барабохина, Пруцкова.

 

Поделиться с друзьями:

Похожие материалы: