Цитата

«… Бьюсь об заклад, что декабристы непременно освободили бы тотчас народ, но непременно без земли, за что им тотчас русский народ непременно свернул бы голову» (Ф.М. Достоевский)

Рекомендуем

Филфак Библиотека Первоисточники Общая психология. Лекция 1-4


Общая психология. Лекция 1-4

| Печать |

Курс общей психологии изучается на первых семестрах обучения, для журналистов продолжительность составляет 1 семестр.

Лекция 1. Предмет общей психологии
Лекция 2. Общефилософское и конкретно-психологическое понятие о психике
Лекция 3. Сознание и бессознательное
Лекция 4.Основные направления зарубежной психологии

Предмет общей психологии

Общая психология – фундамент психологического знания.
«Можно придумать все, но нельзя придумать человеческую психологию» Л.Н.Толстой
Общая психология – это область, где происходит обобщение знаний, данных, накапливаемых в отраслевых научных дисциплинах. Это та область, где происходит не только обобщение, но и разработка основных понятий, принципов, новых методов исследования психики. Осмысление предмета науки в целом – это общая методология психологической науки. Самое важное – это понятие «психика»
Психика человека существует в 2-х формах: в виде сознательного, сознательной психики и бессознательного, т.е. бессознательной психики, тех психических процессов, состояний, свойств, о которых сам человек не может дать отчет или адекватный ответ. Проблема бессознательного не должна быть связана только с психоанализом Фрейда, она была поставлена до восстановления психоанализа. Лейбниц подчеркивал, что не все в психике человека сводится только к сознательному. Сам факт существования 2-х уровней психики человека и, соответственно, 2- уровней поведения может считаться сегодня доказанным. Говоря о феноменах бессознательного, необходимо иметь ввиду, что в каждом психическом процессе есть осознанное и неосознанное, т.е. бессознательное. Еще в классических работах Эббингауза без всякого психоанализа доказано, что есть такие феномены памяти, которые как бы не представлены в сознании человека. Есть экспериментальные исследования бессознательных компонентов памяти, а мышление в этой области также есть осознанное и неосознанное: догадки, предвосхищения, эмоциональные предвосхищения – неосознанны; т.е.неосознаваемые и осознанные процессы формируются у нас в любой сфере. Просто пропорция осознанного и неосознанного может быть разной. Психика – это эквивалент слова «душа». Само слово «психология» состоит из 2 греческих слов: психо – душа, логос – наука. Существует двойственное отношение к понятию «душа». С одной стороны, нельзя сказать, что у человека нет души, с другой стороны, предпринимаются попытки построить науку о душе без самого этого понятия. Кстати, у Л.С.Выготского в работе «Исторический смысл психологического кризиса очень хорошо рассматривается проблема противоречивости использования самого слова «психика» и «психология». Поэтому психологию пытаются заменить другим словом. Есть высшая нервная деятельность, есть реакции. Здесь очень важно соотнести научное и житейское познания. В житейском контексте без понятия «души» не обойтись. Нужно заметить, что сегодня в нашем обществе чаша весов склоняется в пользу ненаучного представления о психике: астрология, гадания, хиромантия. Если вернуться к собственно научной психологии, то в её контексте также очень важно правильно рассказать о первых представлениях человека о душе. Первые представления о психике как о душе, которая существовала в древнем мире, не следует рассматривать как заблуждение. В них фиксируется очень важный итог познавательной деятельности человека. Сама идея о том, что кроме телесного, физического субъекта есть еще какое-то начало- это открытие. Очень важно выделить основные ситуации, формы поведения человека для объяснения которых использовалось понятие «душа». Оно использовалось для обозначения способностей человека к самостоятельному инициативному поведению: душа как система побуждений, влечений, мотивов – это реальность. Человек в одном состоянии более расположен к истинному отражению того, что происходит вокруг него, а в другом с большей вероятностью впадает в ошибки.

Общефилософское и конкретно-психологическое понятие о психике

К конкретно-психологическим характеристикам относятся концепция П.Я.Гальперина, согласно которой психика рассматривается как ориентировочно-исследовательская деятельность. Эта позиция реализована в большом числе эмпирических исследований и исследований прикладного и теоретического характера. 2-я попытка определения психики принадлежит А.Н.Леонтьеву. 
Проблема развития психики представлена в его книге «Деятельность, сознание, личность». Он понимал психологию как науку о порождении, фунуционировании и структуре психического отражения реальности. Можно было бы сюда привлечь и концепцию В.Ф.Басина относительно психологии как науки о значащих переживаниях, о глобальных характеристиках жизни и психики в целом. Обычно об этом упоминается в философском контексте. Так, психика выполняет регулирующую функцию. Она формируется в практической деятельности человека и выполняет в ней регулирующую функцию. Во-первых, активность психического не сводится к активности по отношению к практической деятельности. Есть еще более высокие и сложные формы активности и самой познавательной, психической деятельности человека. Это до последнего времени тоже было в тени. Всякого рода предгипотезы, установки, предубеждения, предрассудки также выполняют регулирующую функцию. Но не прямо практической и познавательной деятельности, которая осуществляет связь между практической деятельностью и психикой, которая выполняет в ней регулирующую функцию… что тоже надо более аккуратно описывать, чтобы не выдавать желаемое за действительное, ведь хотелось бы, чтобы психика выполняла всегда регулирующую функцию. Но мы знаем о разрыве между планами и реалиями. Теперь рассмотрим конкретно психологические характеристики. В связи с представлениями о психике как об ориентировочно-исследовательской деятельности, хотелось бы сказать следующее:
1) здесь четко фиксируется родовое понятие «психика», ориентировочно-исследовательская деятельность есть и у животных, не только у человека.
2) Активную роль в психической жизни в лане прощупывания ситуации, наметки возможных путей дальнейшего действия и т.д. Сильной стороной концепции Гальперина является также возможности активного формирования психических процессов, т.е. не только констатация, но и формирование в сознании чего-то желаемого, как бы переход от исследовательского плана к плану практического воздействия. Вместе с тем здесь есть проблема, одна из точек дискуссий, споров: когда в общей концепции автор описывал глобальные характеристики ориентировочно-исследовательской деятельности, то он, как правило, фиксировал, что она развертывается в ситуациях, где нет шаблонных, готовых решений.
3) Хотя в книге «Введение в психологию» П.Я.Гальперин упоминает о том, что воля, потребности и эмоции должны быть рассмотрены как особые формы ориентировки, эта идея не получила пока развития в конкретных исследованиях. Все-таки конкретные исследования строились на материале гностических, познавательных форм ориентировки – внимании, восприятии, памяти, мышлении. Еще одна зона развития – изучение непознавательных процессов: эмоциональных, мотивационных, волевых.
Рассмотрим представления А.Н.Леонтьева о том, что есть предмет психологической науки, в чем сильная сторона концепции психологии как науки о порождении, функционировании и структуре психического отражения реальности в процессе деятельности индивида. Все эти формулировки сжаты, но наполнены смыслом:
- порождение – зафиксирован гностический подход, который может осуществляться как филогенетический и онтогенетический – как изучение исторического развития психики человека ( в ходе человеческой истории) и как функциональное развитие.
- функционирование – выделяется как особый аспект анализа психики. Многие увлекались генетическим подходом к психологии и отвлеклись от того, что есть необходимость изучения психики развившейся ( у взрослого человека), хотя на уровне теории мы говорим, что психика всегда развивается.
- Структура – особый аспект анализа. Психические процессы имеют свою структуру, скажем, соотношение осознанного и неосознанного.
Итак, что же требует коррекции в теории Леонтьева:
1) аккуратнее надо трактовать отражение объективных и субъективных возможностей, а не только реального мира .
2) требует уточнения формула о том, что психическое отражение опосредует жизнедеятельность индивида, слишком большой упор на индивидов, а сейчас ведь группа как объект психологического исследования уже завоевала гражданство. Психология перестала быть преимущественно индивидуальной, наконец, не все психологические явления есть отражение
Что касается формулы психологии (концепции Басина) о значимых переживаниях, то, конечно, очень важно фиксировать значимые для личностей переживания, но абсолютизировать их, сводить на все нельзя, потому что, кроме переживаний, есть еще и познания, связанные с этими переживаниями. Есть характеристики личности, индивидуальности, поэтому здесь имеет место сужение. Психология недостаточно изучает значимые переживания. [Василюк «Психология переживания»]
ПСИХИКА – это системное свойство высокоорганизованных материй, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчужденной от него регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Краткое содержание психики: субъективный образ объективного мира, инструмент ориентировки в среде. Любое произведение искусства. Образ: сложный компьютер из фантастического мира. Переживание: все ли приведено в порядок?

Сознание и бессознательное

Психика человека, как мы уже говорили, существует в 2-х формах: сознательное и бессознательное. Но для психолога также немаловажно различать понятия «сознание» и «психика». В истории психологической науки сознание является трудной проблемой. Глава о сознании остается одной из наименее разработанных, независимо о того, каких философских позиций придерживается тот или иной исследователь. С сознанием неизбежно связывают рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для понимания. Без рефлексии человек не может иметь представления о том, что у него есть психика.
По Немову, психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственное поведенческое состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят тогда, когда они порождены и изменяются усилием воли человека. Волевое управление психическими процессами и состоянием всегда связывалось с сознанием. Сознание тесным образом связано речью и без нее в высших своих формах не существует
3) способность к коммуникации – передача другим лицам того, что осознает данный человек (с помощью языка и других знаковых систем)
Еще одна особенность сознания – наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и самом себе; схемы включают в себя правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок. Обмениваясь информацией, люди сообщают главное. Так происходит абстрагирование – отвлечение от всего второстепенного и сосредоточение сознания на самом существенном. Обобщенное отражение действительности есть содержание индивидуального сознания. Без языка и речи сознание человека немыслимо. Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, а также выделяющей и преобразующей системы. Яркий пример образного сознания – искусство, музыка – выступают как формы отражения действительности в образной форме.
Сознание – это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.
Человеческое бытие есть ни что иное, как способ целесообразного деятельного отношения к объективному миру, т.е. оно есть осознанное бытие. Сознание формируется в деятельности, чтобы влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Есть еще нравственное сознание – это отражение в сознании человека принципов нравственности, т.е. норм поведения, регулирующих отношение людей друг к другу и обществу. Формирование нравственного сознания предполагает не только усвоение нравственных понятий, но и превращение их в нравственные убеждения. В этом случае нравственные понятия входят в систему мотивов поведения человека.
Нравственное самопознание и убеждение формируются в процессе воспитания.
Итак, сознание – это высший уровень психического отражения и саморегуляция, присущая только человеку. Выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвосхищающих его практическую деятельность: знание о мире на уровне понятия.
Образ: похоже на алфавит
Переживание: я – человек и могу понимать
Феномен: бессознательное
В нашей стране проходил I Международный симпозиум по проблемам бессознательного и там произошло коренное изменение отношений к проблемам бессознательного. Были показаны представления о бессознательном в ряде экспериментальных исследований. Ученые опирались в первую очередь на исследование проблемы установок в школе Узнадзе, известного грузинского психолога. Проблема бессознательного не должна быть связана только с психоанализом Фрейда. Эта проблема была поставлена до возникновения психоанализа. Скажем, Лейбниц (из философов) подчеркивал, что не все в психике человека сводится к сознанию. Из эмпирических фактов наиболее значимые для выявления бессознательного были факты внушения и гипноза. Все это создало эмпирическую базу для создания представлений о бессознательном. Феномены внушения широко изучались в контексте социологии, анализа социальных взаимодействий. В процессе общения друг с другом, даже речевого, в процессе поведения, в том числе очень ярко начинают проявляться механизмы внушения, принятия какого-то сообщения на веру, без критики, неосознанное примыкание к толпе. Что касается феноменов гипноза, то здесь ярким является феномен постгипнотического внушения. Смысл его в том, что когда человек входит в состояние гипноза, ему предлагают что-то сделать по сигналу, когда выходит из состояния гипноза, он не помнит, что с ним происходило, не может рассказать. Есть команда, которая введена в психику человека. Она скрыта от самого человека, но регулирует его поведение. Все это – скрытое от человека содержание – и есть бессознательное. Это не физиологические процессы передачи возбуждения от одного нейрона к другому, а уровень, который первоначально пропускается через словесно-логическое мышление: если инструкция на чужом языке, вы ее не поймете.
Факт существования 2-х уровней психики человека и 2-х уровней поведения может сегодня считаться доказанным. Необходимо иметь ввиду, что в каждом психическом процессе взрослого есть неосознанное. Еще в упоминавшихся выше классических работах Эббингауза без всякого влияния психоанализа показано, что есть формы памяти, которые не представлены в сознании человека. Есть экспериментальные исследования бессознательных компонентов памяти. А мышление? В этой области тоже есть осознанные и неосознанные компоненты, догадки, предвосхищения – эмоциональные достаточно неосознанны. Особенности функционирования подсознания человека можно представить в следующих чертах: в подсознание могут проникать как позитивные, так и негативные импульсы. Подсознание не может быть одновременно заполнено позитивными и негативными эмоциями. Что-то будет главенствовать. Мысли, доминирующие в подсознании, способны магнитизировать его, притягивать. Подсознание не отличает созидательную мысль от разрушительной, оно материализирует мысли конструктивного характера как успешно, так и негативно. Стоит угнездиться отрицательным или положительным мыслям, как они материализуют чувство страха и уверенности. Срабатывает закон самовнушения.

Основные направления зарубежной психологии

1. Бихевиоризм (поведение – behavior) – основоположник американский психолог Дж.Уотсон (2-й крупный ученый – Скиннер). Уотсон считал, что конечная цель бихевиоризма в том, чтобы объяснить человеческое поведение. Он считал для этого вполне достаточным 3-х условий: а) описания самого поведения б) выяснения и описания тех физических внутренних и внешних стимулов, которые воздействуют на организм человека в) познания законов, связывающих воздействующие стимулы и поведенческие реакции на них. Научный поиск бихевиористов в основном и был направлен на выяснение этих законов. Уотсон считал человеческое сознание одним из тех явлений, которые должна изучать психология. В одной из статей он сформулировал, что, по его мнению, должна изучать психология: конечно, поведение – как совокупность внешне наблюдаемых реакций субъекта на воздействие внешней среды. Для бихевиористов поведение человека и животных с точки зрение его строения, механизмов и стимулов принципиально не отличаются, поэтому вполне допустимо, изучая поведение животных, переносить обнаруженные факты на человека. И наоборот, по человечески трактовать виды и формы поведения животных. Человек отличается от животных только большей сложностью поведенческой реакции и большим разнообразием стимулов, на которые он реагирует.
2. (разновидность бихевиоризма) – необихевиоризм (К.Халл и Толмен). Толмен отказался от понимания поведения как системы реакции на внешние стимулы и ввел в бихевиоризм представление об активности, разумности и целесообразности поведения. Идеи, высказанные Толменом, в дальнейшем получили развитие в работах Хала, который разработал теоретическую модель поведения организма, включающую в себя всевозможные стимулы. Организм воспринимает их и реагирует. Механизмы связаны с системой промежуточных переменных, опосредствующих воздействию стимулов на поведение. Бихевиоризм не изучает то, что происходит в сознании, поэтому его иногда называют подходом к поведению с позиции «черного ящика». Бихевиоризм возник в США и до сих пор это самое популярное направление в американской психологии.
3. Гештальт-психология (гешталь – нем. «образ, форма»). Функциональная структура, которая, по присущим ей законам, упорядочивает многообразие отдельных явлений.
Краткое содержание: целостная структура, образ: поиск человека по отпечаткам пальцев. Переживание: от меня не уйдешь.
Г-психология зародилась в Германии. Если бихевиоризм в своем развитии опирается на физиологические и биологические науки, то г-психология находится под большим влиянием физики и математики. Представителями этого направления явл-ся: Вертгеймер, Келлер, Курт Левин и др. Эта психология разлагает все сложные явления на элементарные, стремясь ихз их сочетания вывести законы формирования единого целого. Многие представители г-психологии, кроме психологического образования, имели еще образование в области одной из естественных наук, и это оказало существенное влияние на их психологические взгляды. Установки и принципы г-психологии применимо к личностям и межличностному поведению реализовал в своих исследованиях Курт Левин. Идеи Г-психологии сыграли положительную роль в разработке ряда важнейших проблем психологии. Они затронули восприятие, память, мышление, личность, межличностные отношения.

Разработка проблем целостности в школе Курта Левина
Кури Левин, формально работавший в Берлинском университете, эмигрировал с г-психологами в США и разделял основные их положения, в частности, идею целостного подхода к изучению сознания и поведения человека. Знаменитая его ученица Блюма Вульфовна Зейгарник вместе с другими училась у Левина. Практически все самые знаменитые исследования группы Левина до его эмиграции в Америку были дипломными работами его учеников. Учитель был ненамного старше своих воспитанников. Он также внес очень большой вклад в развитие американской социальной психологии. Был не только крупным ученым, но и ярким человеком, с широким кругом интересов, эрудированным в области биологии, физики, математики, искусства и литературы. Однако психология всецело поглощала его. Курт был увлечен своими идеями, захвачен ими, мог рассуждать о психологии в любой обстановке. Если его осеняла мысль, он тут же записывал ее. Был требователен и строг, в работе даже гневен, если замечал недобросовестное отношение к результатам эксперимента.
«Наука не терпит лени, недобросовестности и глупости», - любил поговаривать он. Эксперимент, как он подчеркивал, должен вытекать из теории и отвечать на конкретную задачу. «Без теории эксперимент слеп и глух» - его слова. Он не любил 100% -ного совпадения результатов. Он считал, что анализ отрицательных результатов, выяснение причин подобного отклонения часто помогает установлению закономерностей изучаемого явления. 

 

Теги:

Поделиться с друзьями:

Похожие материалы:
 
Загрузка...

Интересное