Загрузка...

Цитата

Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблуждениям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронизительный перст на него же, на него, на текущее поколение (Н.В.Гоголь, "Мертвые души")

Рекомендуем

Программирования на Java - здесь Вас ждут опытные программисты
Филфак Библиотека Первоисточники Общая психология. Лекция 1-4



Общая психология. Лекция 1-4

| Печать |

Курс общей психологии изучается на первых семестрах обучения, для журналистов продолжительность составляет 1 семестр.

Лекция 1. Предмет общей психологии
Лекция 2. Общефилософское и конкретно-психологическое понятие о психике
Лекция 3. Сознание и бессознательное
Лекция 4.Основные направления зарубежной психологии

Предмет общей психологии

Общая психология – фундамент психологического знания.
«Можно придумать все, но нельзя придумать человеческую психологию» Л.Н.Толстой
Общая психология – это область, где происходит обобщение знаний, данных, накапливаемых в отраслевых научных дисциплинах. Это та область, где происходит не только обобщение, но и разработка основных понятий, принципов, новых методов исследования психики. Осмысление предмета науки в целом – это общая методология психологической науки. Самое важное – это понятие «психика»
Психика человека существует в 2-х формах: в виде сознательного, сознательной психики и бессознательного, т.е. бессознательной психики, тех психических процессов, состояний, свойств, о которых сам человек не может дать отчет или адекватный ответ. Проблема бессознательного не должна быть связана только с психоанализом Фрейда, она была поставлена до восстановления психоанализа. Лейбниц подчеркивал, что не все в психике человека сводится только к сознательному. Сам факт существования 2-х уровней психики человека и, соответственно, 2- уровней поведения может считаться сегодня доказанным. Говоря о феноменах бессознательного, необходимо иметь ввиду, что в каждом психическом процессе есть осознанное и неосознанное, т.е. бессознательное. Еще в классических работах Эббингауза без всякого психоанализа доказано, что есть такие феномены памяти, которые как бы не представлены в сознании человека. Есть экспериментальные исследования бессознательных компонентов памяти, а мышление в этой области также есть осознанное и неосознанное: догадки, предвосхищения, эмоциональные предвосхищения – неосознанны; т.е.неосознаваемые и осознанные процессы формируются у нас в любой сфере. Просто пропорция осознанного и неосознанного может быть разной. Психика – это эквивалент слова «душа». Само слово «психология» состоит из 2 греческих слов: психо – душа, логос – наука. Существует двойственное отношение к понятию «душа». С одной стороны, нельзя сказать, что у человека нет души, с другой стороны, предпринимаются попытки построить науку о душе без самого этого понятия. Кстати, у Л.С.Выготского в работе «Исторический смысл психологического кризиса очень хорошо рассматривается проблема противоречивости использования самого слова «психика» и «психология». Поэтому психологию пытаются заменить другим словом. Есть высшая нервная деятельность, есть реакции. Здесь очень важно соотнести научное и житейское познания. В житейском контексте без понятия «души» не обойтись. Нужно заметить, что сегодня в нашем обществе чаша весов склоняется в пользу ненаучного представления о психике: астрология, гадания, хиромантия. Если вернуться к собственно научной психологии, то в её контексте также очень важно правильно рассказать о первых представлениях человека о душе. Первые представления о психике как о душе, которая существовала в древнем мире, не следует рассматривать как заблуждение. В них фиксируется очень важный итог познавательной деятельности человека. Сама идея о том, что кроме телесного, физического субъекта есть еще какое-то начало- это открытие. Очень важно выделить основные ситуации, формы поведения человека для объяснения которых использовалось понятие «душа». Оно использовалось для обозначения способностей человека к самостоятельному инициативному поведению: душа как система побуждений, влечений, мотивов – это реальность. Человек в одном состоянии более расположен к истинному отражению того, что происходит вокруг него, а в другом с большей вероятностью впадает в ошибки.

Общефилософское и конкретно-психологическое понятие о психике

К конкретно-психологическим характеристикам относятся концепция П.Я.Гальперина, согласно которой психика рассматривается как ориентировочно-исследовательская деятельность. Эта позиция реализована в большом числе эмпирических исследований и исследований прикладного и теоретического характера. 2-я попытка определения психики принадлежит А.Н.Леонтьеву. 
Проблема развития психики представлена в его книге «Деятельность, сознание, личность». Он понимал психологию как науку о порождении, фунуционировании и структуре психического отражения реальности. Можно было бы сюда привлечь и концепцию В.Ф.Басина относительно психологии как науки о значащих переживаниях, о глобальных характеристиках жизни и психики в целом. Обычно об этом упоминается в философском контексте. Так, психика выполняет регулирующую функцию. Она формируется в практической деятельности человека и выполняет в ней регулирующую функцию. Во-первых, активность психического не сводится к активности по отношению к практической деятельности. Есть еще более высокие и сложные формы активности и самой познавательной, психической деятельности человека. Это до последнего времени тоже было в тени. Всякого рода предгипотезы, установки, предубеждения, предрассудки также выполняют регулирующую функцию. Но не прямо практической и познавательной деятельности, которая осуществляет связь между практической деятельностью и психикой, которая выполняет в ней регулирующую функцию… что тоже надо более аккуратно описывать, чтобы не выдавать желаемое за действительное, ведь хотелось бы, чтобы психика выполняла всегда регулирующую функцию. Но мы знаем о разрыве между планами и реалиями. Теперь рассмотрим конкретно психологические характеристики. В связи с представлениями о психике как об ориентировочно-исследовательской деятельности, хотелось бы сказать следующее:
1) здесь четко фиксируется родовое понятие «психика», ориентировочно-исследовательская деятельность есть и у животных, не только у человека.
2) Активную роль в психической жизни в лане прощупывания ситуации, наметки возможных путей дальнейшего действия и т.д. Сильной стороной концепции Гальперина является также возможности активного формирования психических процессов, т.е. не только констатация, но и формирование в сознании чего-то желаемого, как бы переход от исследовательского плана к плану практического воздействия. Вместе с тем здесь есть проблема, одна из точек дискуссий, споров: когда в общей концепции автор описывал глобальные характеристики ориентировочно-исследовательской деятельности, то он, как правило, фиксировал, что она развертывается в ситуациях, где нет шаблонных, готовых решений.
3) Хотя в книге «Введение в психологию» П.Я.Гальперин упоминает о том, что воля, потребности и эмоции должны быть рассмотрены как особые формы ориентировки, эта идея не получила пока развития в конкретных исследованиях. Все-таки конкретные исследования строились на материале гностических, познавательных форм ориентировки – внимании, восприятии, памяти, мышлении. Еще одна зона развития – изучение непознавательных процессов: эмоциональных, мотивационных, волевых.
Рассмотрим представления А.Н.Леонтьева о том, что есть предмет психологической науки, в чем сильная сторона концепции психологии как науки о порождении, функционировании и структуре психического отражения реальности в процессе деятельности индивида. Все эти формулировки сжаты, но наполнены смыслом:
- порождение – зафиксирован гностический подход, который может осуществляться как филогенетический и онтогенетический – как изучение исторического развития психики человека ( в ходе человеческой истории) и как функциональное развитие.
- функционирование – выделяется как особый аспект анализа психики. Многие увлекались генетическим подходом к психологии и отвлеклись от того, что есть необходимость изучения психики развившейся ( у взрослого человека), хотя на уровне теории мы говорим, что психика всегда развивается.
- Структура – особый аспект анализа. Психические процессы имеют свою структуру, скажем, соотношение осознанного и неосознанного.
Итак, что же требует коррекции в теории Леонтьева:
1) аккуратнее надо трактовать отражение объективных и субъективных возможностей, а не только реального мира .
2) требует уточнения формула о том, что психическое отражение опосредует жизнедеятельность индивида, слишком большой упор на индивидов, а сейчас ведь группа как объект психологического исследования уже завоевала гражданство. Психология перестала быть преимущественно индивидуальной, наконец, не все психологические явления есть отражение
Что касается формулы психологии (концепции Басина) о значимых переживаниях, то, конечно, очень важно фиксировать значимые для личностей переживания, но абсолютизировать их, сводить на все нельзя, потому что, кроме переживаний, есть еще и познания, связанные с этими переживаниями. Есть характеристики личности, индивидуальности, поэтому здесь имеет место сужение. Психология недостаточно изучает значимые переживания. [Василюк «Психология переживания»]
ПСИХИКА – это системное свойство высокоорганизованных материй, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчужденной от него регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Краткое содержание психики: субъективный образ объективного мира, инструмент ориентировки в среде. Любое произведение искусства. Образ: сложный компьютер из фантастического мира. Переживание: все ли приведено в порядок?

Сознание и бессознательное

Психика человека, как мы уже говорили, существует в 2-х формах: сознательное и бессознательное. Но для психолога также немаловажно различать понятия «сознание» и «психика». В истории психологической науки сознание является трудной проблемой. Глава о сознании остается одной из наименее разработанных, независимо о того, каких философских позиций придерживается тот или иной исследователь. С сознанием неизбежно связывают рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для понимания. Без рефлексии человек не может иметь представления о том, что у него есть психика.
По Немову, психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственное поведенческое состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят тогда, когда они порождены и изменяются усилием воли человека. Волевое управление психическими процессами и состоянием всегда связывалось с сознанием. Сознание тесным образом связано речью и без нее в высших своих формах не существует
3) способность к коммуникации – передача другим лицам того, что осознает данный человек (с помощью языка и других знаковых систем)
Еще одна особенность сознания – наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и самом себе; схемы включают в себя правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок. Обмениваясь информацией, люди сообщают главное. Так происходит абстрагирование – отвлечение от всего второстепенного и сосредоточение сознания на самом существенном. Обобщенное отражение действительности есть содержание индивидуального сознания. Без языка и речи сознание человека немыслимо. Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, а также выделяющей и преобразующей системы. Яркий пример образного сознания – искусство, музыка – выступают как формы отражения действительности в образной форме.
Сознание – это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.
Человеческое бытие есть ни что иное, как способ целесообразного деятельного отношения к объективному миру, т.е. оно есть осознанное бытие. Сознание формируется в деятельности, чтобы влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Есть еще нравственное сознание – это отражение в сознании человека принципов нравственности, т.е. норм поведения, регулирующих отношение людей друг к другу и обществу. Формирование нравственного сознания предполагает не только усвоение нравственных понятий, но и превращение их в нравственные убеждения. В этом случае нравственные понятия входят в систему мотивов поведения человека.
Нравственное самопознание и убеждение формируются в процессе воспитания.
Итак, сознание – это высший уровень психического отражения и саморегуляция, присущая только человеку. Выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвосхищающих его практическую деятельность: знание о мире на уровне понятия.
Образ: похоже на алфавит
Переживание: я – человек и могу понимать
Феномен: бессознательное
В нашей стране проходил I Международный симпозиум по проблемам бессознательного и там произошло коренное изменение отношений к проблемам бессознательного. Были показаны представления о бессознательном в ряде экспериментальных исследований. Ученые опирались в первую очередь на исследование проблемы установок в школе Узнадзе, известного грузинского психолога. Проблема бессознательного не должна быть связана только с психоанализом Фрейда. Эта проблема была поставлена до возникновения психоанализа. Скажем, Лейбниц (из философов) подчеркивал, что не все в психике человека сводится к сознанию. Из эмпирических фактов наиболее значимые для выявления бессознательного были факты внушения и гипноза. Все это создало эмпирическую базу для создания представлений о бессознательном. Феномены внушения широко изучались в контексте социологии, анализа социальных взаимодействий. В процессе общения друг с другом, даже речевого, в процессе поведения, в том числе очень ярко начинают проявляться механизмы внушения, принятия какого-то сообщения на веру, без критики, неосознанное примыкание к толпе. Что касается феноменов гипноза, то здесь ярким является феномен постгипнотического внушения. Смысл его в том, что когда человек входит в состояние гипноза, ему предлагают что-то сделать по сигналу, когда выходит из состояния гипноза, он не помнит, что с ним происходило, не может рассказать. Есть команда, которая введена в психику человека. Она скрыта от самого человека, но регулирует его поведение. Все это – скрытое от человека содержание – и есть бессознательное. Это не физиологические процессы передачи возбуждения от одного нейрона к другому, а уровень, который первоначально пропускается через словесно-логическое мышление: если инструкция на чужом языке, вы ее не поймете.
Факт существования 2-х уровней психики человека и 2-х уровней поведения может сегодня считаться доказанным. Необходимо иметь ввиду, что в каждом психическом процессе взрослого есть неосознанное. Еще в упоминавшихся выше классических работах Эббингауза без всякого влияния психоанализа показано, что есть формы памяти, которые не представлены в сознании человека. Есть экспериментальные исследования бессознательных компонентов памяти. А мышление? В этой области тоже есть осознанные и неосознанные компоненты, догадки, предвосхищения – эмоциональные достаточно неосознанны. Особенности функционирования подсознания человека можно представить в следующих чертах: в подсознание могут проникать как позитивные, так и негативные импульсы. Подсознание не может быть одновременно заполнено позитивными и негативными эмоциями. Что-то будет главенствовать. Мысли, доминирующие в подсознании, способны магнитизировать его, притягивать. Подсознание не отличает созидательную мысль от разрушительной, оно материализирует мысли конструктивного характера как успешно, так и негативно. Стоит угнездиться отрицательным или положительным мыслям, как они материализуют чувство страха и уверенности. Срабатывает закон самовнушения.

Основные направления зарубежной психологии

1. Бихевиоризм (поведение – behavior) – основоположник американский психолог Дж.Уотсон (2-й крупный ученый – Скиннер). Уотсон считал, что конечная цель бихевиоризма в том, чтобы объяснить человеческое поведение. Он считал для этого вполне достаточным 3-х условий: а) описания самого поведения б) выяснения и описания тех физических внутренних и внешних стимулов, которые воздействуют на организм человека в) познания законов, связывающих воздействующие стимулы и поведенческие реакции на них. Научный поиск бихевиористов в основном и был направлен на выяснение этих законов. Уотсон считал человеческое сознание одним из тех явлений, которые должна изучать психология. В одной из статей он сформулировал, что, по его мнению, должна изучать психология: конечно, поведение – как совокупность внешне наблюдаемых реакций субъекта на воздействие внешней среды. Для бихевиористов поведение человека и животных с точки зрение его строения, механизмов и стимулов принципиально не отличаются, поэтому вполне допустимо, изучая поведение животных, переносить обнаруженные факты на человека. И наоборот, по человечески трактовать виды и формы поведения животных. Человек отличается от животных только большей сложностью поведенческой реакции и большим разнообразием стимулов, на которые он реагирует.
2. (разновидность бихевиоризма) – необихевиоризм (К.Халл и Толмен). Толмен отказался от понимания поведения как системы реакции на внешние стимулы и ввел в бихевиоризм представление об активности, разумности и целесообразности поведения. Идеи, высказанные Толменом, в дальнейшем получили развитие в работах Хала, который разработал теоретическую модель поведения организма, включающую в себя всевозможные стимулы. Организм воспринимает их и реагирует. Механизмы связаны с системой промежуточных переменных, опосредствующих воздействию стимулов на поведение. Бихевиоризм не изучает то, что происходит в сознании, поэтому его иногда называют подходом к поведению с позиции «черного ящика». Бихевиоризм возник в США и до сих пор это самое популярное направление в американской психологии.
3. Гештальт-психология (гешталь – нем. «образ, форма»). Функциональная структура, которая, по присущим ей законам, упорядочивает многообразие отдельных явлений.
Краткое содержание: целостная структура, образ: поиск человека по отпечаткам пальцев. Переживание: от меня не уйдешь.
Г-психология зародилась в Германии. Если бихевиоризм в своем развитии опирается на физиологические и биологические науки, то г-психология находится под большим влиянием физики и математики. Представителями этого направления явл-ся: Вертгеймер, Келлер, Курт Левин и др. Эта психология разлагает все сложные явления на элементарные, стремясь ихз их сочетания вывести законы формирования единого целого. Многие представители г-психологии, кроме психологического образования, имели еще образование в области одной из естественных наук, и это оказало существенное влияние на их психологические взгляды. Установки и принципы г-психологии применимо к личностям и межличностному поведению реализовал в своих исследованиях Курт Левин. Идеи Г-психологии сыграли положительную роль в разработке ряда важнейших проблем психологии. Они затронули восприятие, память, мышление, личность, межличностные отношения.

Разработка проблем целостности в школе Курта Левина
Кури Левин, формально работавший в Берлинском университете, эмигрировал с г-психологами в США и разделял основные их положения, в частности, идею целостного подхода к изучению сознания и поведения человека. Знаменитая его ученица Блюма Вульфовна Зейгарник вместе с другими училась у Левина. Практически все самые знаменитые исследования группы Левина до его эмиграции в Америку были дипломными работами его учеников. Учитель был ненамного старше своих воспитанников. Он также внес очень большой вклад в развитие американской социальной психологии. Был не только крупным ученым, но и ярким человеком, с широким кругом интересов, эрудированным в области биологии, физики, математики, искусства и литературы. Однако психология всецело поглощала его. Курт был увлечен своими идеями, захвачен ими, мог рассуждать о психологии в любой обстановке. Если его осеняла мысль, он тут же записывал ее. Был требователен и строг, в работе даже гневен, если замечал недобросовестное отношение к результатам эксперимента.
«Наука не терпит лени, недобросовестности и глупости», - любил поговаривать он. Эксперимент, как он подчеркивал, должен вытекать из теории и отвечать на конкретную задачу. «Без теории эксперимент слеп и глух» - его слова. Он не любил 100% -ного совпадения результатов. Он считал, что анализ отрицательных результатов, выяснение причин подобного отклонения часто помогает установлению закономерностей изучаемого явления. 

 

Теги:

Похожие материалы: