Социально-бытовые песни (удалые, тюремные, солдатские)

| Печать |
26.08.2012 19:33

Для данного вида песен характеры некоторые движения в развитии действия, многообразные картины разного плана. По форме представляют собой песнь раздумия, жалобу, протест. Наиболее древними из социально-бытовых песен являются песни о горе, их варианты многочисленны, ведь народ часто сетовал на жизнь. В песнях в деталях воссоздается образ горе-гореваньица, раскрывающийся драматизм избавления от горя.

 

Удалые песни активно создаются в 15-16 веках, когда происходит угнетение народа и зреет протест против этого. Песни проникнуты бунтарским духом: «Ни ковыль в поле травушка шатается», «Уж как по море, море синему» и др. Эти песни поэтизируют образ разбойника, которые является в них центральным персонажем, и его отважных сотоварищей. Это смелый, мужественный человек, который открыто говорит правду, неустрашимый и преданный дружбе. У него даже нет личной жизни. Яркий пример разбойничьей песни - «Не шуми, мати зеленая дубравушка», ее включил Пушкин в свою «Капитанскую дочку». Песня строится на традиционных приемах и принципах - диалог разбойника, оказавшегося пойманным, и царя происходит в вопросно-ответной форме. Ответы строятся на аллегориях, особого накала социальный конфликт достигает в концовке. Песня как бы обрывается, но, несмотря на это, в ней и так все становится ясно. Место действия - «леса темные», «широкое раздолье». Встречаются такие композиционные принципы, как ступенчатое сужение образа, конкретизирование ситуации, подчеркивание внутреннего состояния персонажей. Этот прием идет в начале песни, а мотив песни переходит в любовный план.

Разбойничьи песни наполнены уважением к людям, хотя образ разбойников и не идеализируется. Подчеркивается опасность, рассказывается о холоде, голоде и лишениях, которые они испытывают. Большинство песен грустные и проникнуты жалобными мотивами, «но русский человек не привык расплываться в грусти, эта грусть - души крепкой, мощной, несокрушимой» (В.Г. Белинский). По идейному звучанию и тематике к разбойным песням близки тюремные песни. У этих типов песен, по сути, один герой - бунтарь, мятежник, который часто называется вором, только он изображается не в раздолье, а в неволе. Мысли узника - о былой свободе, о путях и способах освобождения. Если в разбойных песнях проходит мотив упоения свободой, то в тюремных - тоска по воле, воспоминания о прежней счастливой жизни: «Ах, под лесом, под зеленой дубровой». По форме песня представляет собой повествовательную часть в запеве и монолог главного героя, построенный по принципу ступенчатого сужения образа, близкие родственники называются по принципу старшинства - отец, мать, детушки. Часто содержится просьба выкупить вора из тюрьмы, и почти всегда следует отказ, который символизирует негативное отношение народа к этому сословию. На помощь обычно приходит невеста, молодая жена или полюбовница. Часто с мечтой о воле в тюремных песнях связаны образы птиц. Символами свободы в них являются обычно соловейка или жавороночек. Символические образы используются во вступительной части, например, калина-малина символизирует счастье и гармонию в жизни. В тюремных песнях, как правило, не говорится, за что наказан узник. Основными здесь являются мысли и переживания главного героя. Особую напряженность придает прием противопоставления воли и неволи. Заметим, что тюремные песни утратили популярность в середине 19 века, их заменили новые песни, однако новый всплеск развития жанра произошел в 20 веке, когда появилось множество лагерных песен. Принципы их строения отличны от классических тюремных песен, на них часто оказывает влияние письменная литература, и в них часто использование рефренов и рифмы.

Следующей группой социально-бытовых песен являются солдатские песни. Зарождение этой разновидности связано с воинскими и дружинными песнями, которые исполнялись во время походов служивыми людьми. На их основе и возникли солдатские песни. Среди них можно найти отдельные детали военного быта, упоминания о событиях и лицах, но с данных песнях это не является главным. Основой солдатских песен является то, что они отражают внутренний мир человека, и личная судьба героев изображена в обобщенном, лирическом плане, поэтому данные песни лишены индивидуального начала. В центре их - обобщенные и неконкретные ситуации: жестокое обращение командиров, тоска по Родине, жалобы по невзгоды, размышления о дальнейшем. Проклинается царская служба, при этом используется прием повторения взахват, очень часто песни рисуют тяжелую солдатскую подневольную службу,  допускается ирония и сарказм. Очень мало песен посвящено возвращению солдат домой со службы, ведь часто жизнь солдата заканчивалась вдали от родных мест, и он мог лишь мысленно послать привет родным. Часто солдаты поручали передать привет орлу или черному ворону, и эти наказы семье и родным переходят из песни в песню. Иногда о своей смерти иди женитьбе солдат говорит аллегорически. В большинстве солдатских песен поэтика мало отличается от семейно-бытовых песен, но данные песни более драматичны.

В бурлацких песнях показан жизненный путь бурлака и его скитания, сильный и несгибаемый характер бурлака, показана коллективная работа - «Поутру-то было раным-рано», «Как вольная пташечка-перепелка», «Дубинушка» (у этой песни существует множество вариантов), используются повторения и междометия. Чумацкие песни были распространены на юге России и Украине, основной мотив - дорожные несчастья и болезни. Эти песни близки к ямщицким, в которых подчеркивается не только удаль, смелость, решительность ямщика, но и изображены важные моменты его жизни, биографии, путь-дорога, сватовство и женитьба, и эти ситуации часто эмоционально окрашены.