Художественный натурализм и его представители в развитии русской прозы второй половины 19 века. П.Д. Боборыкин как писатель-натуралист

| Печать |
10.04.2012 21:22

Боборыкин с сайта lib.ru

 

Натурализм - специфический метод, который частично отличается от реализма, господствующего в этот период, но органически входящий в общую систему реализма и не противоречащего ему. Традиционная точка зрения на натурализм заключается в том, что этот тип повествования в своей основе стремится к правдоподобию, используя при этом достаточно простые инструменты исследования, к которым относится бытописание в его чистом виде, внимание к разного рода деталям - обыденным, простым, не всегда вдохновляющим художника на создание каких-то изящных образов. Характеры изображаются преимущественно статически, вне развития, с наименьшим использованием образности и образного обобщения. Основная цель художника - простое копирование, точное фиксирование фактов действительности, ограниченность конкретным временем и эпохой. Кроме этого, натуралистов обвиняли в активном использовании методологии так называемого физиологического очерка, когда разного рода натуралистичные и физиологические стороны человеческой жизни становились предметом особого внимания (портретные характеристики и пр.).

Натурализм как явление литературы сформировался на Западе во 2-й половине 19 века, его теоретические основы были разработаны Эмилем Золя («Экспериментальный роман» 1880 год и «Романисты-натуралисты» 1881 год) и теоретиком-эстетиком Ипполитом Тэном. В западном виде для России натурализм был непривлекательным, но его приемы русские писатели использовали. Это, например, Достоевский, а также Мамин-Сибиряк, Лесков, более мелкие фигуры - Амфитеатров, Бутков (это чистые натуралисты). Распространена ошибка, когда путают натуральную школу 40-х годов и натурализм 70-х - конца 19 века. Но натуральная школа - это базис, на основе которого развивается критический реализм, здесь используются бытовые описания, через которые происходит большее обобщение действительности, от частного к общему. Натуральная школа ограничена 40- началом 50-х годов, после чего происходит ее окончательная трансформация в реализм. Почему же параллельно с этим получает развитие натурализм?

Развивающийся реализм в поисках своей поэтики стад прибегать к несвойственным приемам: мистическим, фантастическим, даже романтическим и сентиментальным мотивам. Наиболее ярко это получает выражение в творчестве Толстого и Достоевского. У многих писателей при этом проявляется болезненный интерес к неэстетическим сторонам действительности - изображению социальных низов, психически неуравновешенных людей и пр. На Западе такими свойствами отличались творения Золя, Мопассана, Бальзака, которые почувствовали себя своеобразными знатоками темных сторон человеческой душ, и таким образом эксплуатировали нездоровую тягу читателей к всевозможным скабрезным вещам. Отечественная литература восприняла эти новые тенденции, но русский натурализм оказался мягче и не носил столь грубых черт. Главным теоретиком и практиком натурализма в литературе был Петр Дмитриевич Боборыкин (1836 - 1921). Он получил базовое математическое, медицинское и естественно-прикладное образование, к которому приложился еще и литературный дар. Представляя русскую литературу за рубежом не один десяток лет, как и Тургенев, имел контакты со всеми знаменитыми писателями. Его творчество насчитывает почти 70 лет активной работы. В политике был решительно настроен против всевозможных революционных демократов, народников, идей быстрого переустройства общества. Проповедовал идеи экономической свободы, личной инициативы, буржуазного пути развития, был своеобразным «апологетом буржуазии». Главные романы - «Дельцы» (1872), «Китай-город» (1882), сюжет и форму которой позже будет напоминать книга Гиляровского «Москва и москвичи», «Василий Теркин» (о купце), одно из последних произведений - «Великая разруха. Семейная хроника», вышло в 1908 году, посвящено первой революции 1905-07 годов, в которой показаны ужасы революции - убийство девушки, брат которой покончил жизнь самоубийством.

И все-таки Боборыкин вошел в историю литературы преимущественно как автор трех произведений: «Китай-город», «Жертва вечерняя» и «Василий Теркин». В учебнике для вузов под редакцией Кулешова (выходил в 80-90-х годах) есть отдельная глава о Боборыкине. По его подсчетам, этот автор написал 125 романов, а также воспоминания, вышедшие в издательстве «Захаров» в 2003 году и перепечатанные с издания 1964 года.

Известно, что Лев Николаевич Толстой был почетным членом Российской академии наук по части литературы. А каждый действительный член должен быть представить шесть имен - кандидатов в новые академики. Так вот, Толстой назвал имя Боборыкина шесть раз.  В своих трудах Боборыкин излагает собственный взгляд на натурализм, при этом он не пользуется термином «реалистический», а называет жанр романа «реальным», то есть таким, который наиболее полно отражает все стороны действительности, то есть включает и физиологические моменты. В этом Боборыкина отличает сходство мыслей с французским писателем Золя, «Парижские письма» которого он продвигает в журнале «Вестник Европы». Беда Золя и Боборыкина состоит в том, что системного представления натурализма в теории разработано так и не было, а все было разбросано по разным статьям. Боборыкин согласен с Золя в том, что художники стремились к гиперболизации и укреплению образов, которые становились символами эпохи, хотя в действительности это не всегда было так : «лица сверхъестественного роста прогуливаются среди карликов», где главный образ есть гигант, прочие лица - карлики. Этот принцип стал главным среди многих мастеров слова от Пушкина до Толстого. Но Боборыкин и Золя почувствовали, что необходимо сделать поворот к действительности: пусть будут улицы, зато будет показана вся правда.

Кулешов заявил в своем учебнике, что натурализм имеет много положительных черт: помогает в создании быта и бытовых картин, обращается к физиологическим явлениям, прежде всего психическим свойствам личности (у Боборыкина это свойство называется «психия»). В нем человек рассматривается не просто как характер, а как психическое явление, определяются психические мотивы его поведения. Возникла теория «экспериментального» романа, родоначальником которого и стал Эмиль Золя, в котором психические явления являются предметом эксперимента над героем. Метод художественного реализма не противоречит реализму, а дополняет его. Даже в последнем романе 19 века Льва Толстого «Воскресенье»  много приемов художественного реализма. Но целостная теория натурализма пока так и не создана, хотя реабилитация этого жанра в науке продолжается.

Поделиться с друзьями:

Похожие материалы: