Германская литература в послевоенные годы. Творчество Генриха Белля

| Печать |
29.01.2012 20:12

 Генрих Белль

Подавляющая часть творческой интеллигенции Германии не приняла антигуманные принципы фашизма. Война 40-х годов казалась им величайшей бессмыслицей, преступлением против человечности. Поражение немецкой армии воспринималось как гибель Германии, и отчасти это было действительно так. За годы фашизма в стране были уничтожены тысячи  неугодных книг, задушена атмосфера свободного творчества. В конце 40-х годов в ситуации полного духовного кризиса, пессимизма, опустошенности в литературу входит новое поколение.

 Эти люди знают о войне по своим личным судьбам, их отталкивает политическая спекуляция словами «долг», «совесть», «Родина». Они стремятся возродить культуру своей страны на основе реалистического метода, т.е. изобразить явления такими, какие они есть, без излишней идеологии, художничества и романтизма. Так, в 1947 г. Ганс Вернер Рихтер, Альфред Андреш и Вольфганг Вайраух организовали литературную «Группу 1947 года» («Группа 47»). Их объединяло общее антифашистское направление, курс на демократическое обновление страны, реализм творчества. Неприкрытая правда о войне, о ее крови и грязи не могла нравиться правящим кругам, и в Германии действовало и другое литературное направление - т.н. традиционалисты, мечтавшие о возвращении к довоенным временам. Они обходят острые политические места ответственности за фашистскую бойню, уходят в отвлеченные рассуждения о вине частной и коллективной и т.д. Сами себя традиционалисты называли «тихие в стране», подчеркивая свой внесоциальный статус. В приверженцам этого течения относились Эрнст Юнгер, Ганс Гримм, Эдвин Эрих Двигнер. Отрицая ужасы войны, эти писатели восхваляли мужество и стойкость верховного главнокомандующего. Например, Гримм пишет восторженное жизнеописание Гитлера, а война 40-хх гг. рисуется как борьба за идеалы. Произведения этих авторов не профашистские, но чтобы противодействовать политике гитлеризма, требовалось серьезная общественно-литературная кампания, способная обнажить весь ужас войны, пробудить нацию к отказу от насилия, от мирового господства в пользу личного, частного счастья. На литературном поприще этим и занялась «Группа 47». Наиболее значимым ее представителем был Генрих Белль (1917-1985).

После окончания гимназии Белль отказывается пойти добровольцем на военную службу, предпочитая писательский труд, но вскоре, в 1939 году, его временно мобилизовали для участия в учениях. В армии Генрих Белль задержался до 1945 г., пытаясь уклониться от военных действий (несколько раз дезертировал, был ранен, сдался в плен американцам). За шесть лет войны в писателе укрепилось чувство отвращения к ней и к армии, которые он считал «чудовищной машиной отупления». Первые послевоенные рассказы и романы посвящены пережитым ужасам войны, по содержанию это антифашистские произведения, насыщенные личными впечатлениями и чувствами. Например, историческая обреченность войны в Германии Белль выразил в повести «Поезд, идущий на восток». Для писателя единственным правильным нравственным выбором является дезертирство. Внутреннюю сущность фашизма Белль пытается раскрыть в романе «Где ты был, Адам?». По мысли автора ,война - это умышленное убийство, а за него кто-то должен ответить. Книга изображает бессмысленность войны, та же мысль прослеживается и в сборнике рассказов «Путник, когда придешь в Спа..» (название - строчка древнегреческого поэта: «Путник, когда придешь в Спарту/Поведай там, что ты видел/Здесь мы все полегли/Ибо так повелел нам закон.»). Глубокому анализу немецкой истории 20 века посвящен роман «Бильярд в половине десятого». В нем изображается настоящее сквозь призму истории. Идет рассказ о трех поколениях семьи Фемелей, в котором Белль рисует историю государства в миниатюре. Старый Фемель - это успешный общественный и экономический деятель, Роберт Фемель - фашист, разрушающий дело рук своего отца, Йозеф - символизирует восстановление Германии после фашизма. В итоге же все члены семейства сходятся в необходимости противодействия злу, отказываясь от своей прежней позиции. Роман осуждает прошлое, зовет извлечь урок и не допустить катастрофы в будущем. Каждый несет ответственность перед всеми за свой личный выбор жизненной позиции. Анализ общественно-политических событий сочетается у Белля с постановкой духовно-нравственных, моральных проблем. Автор справедливо считает, что духовно нездоровое общество способствует развитию антигуманных идей. Для писателя антигуманно все, что мешает личному счастью человека, даже если это католическая церковь. Взгляды Генриха Белля на религиозные и морально-нравственные проблемы мы находим в романе 1963 года «Глазами клоуна».

Это произведение было настолько неоднозначным, что вызвало широкий общественный резонанс. Клерикальные организации и отдельные общественные представители преследовали автора за его, как они считали, аморальное и порочащее церковь произведение. Но писатель в романе не выступает против веры и религии, он против обращения церкви в инструмент подавления личности. Это роман о частной судьбе клоуна Ганса, которого бросила любимая женщина и он испытывает из-за этого страдания. Действие романа занимает три часа и построено на описании состояния и внутренних монологах главного героя. Произведение смело можно назвать «романом состояния». Прожив с Гансом три года, девушка ушла, чтобы вступить в брак с католиком. Для главного героя это стало предательством, ведь он знает, что Мари его любит, а ее замужество продиктовано общественной моралью и кольцом осуждения, в котором жила девушка три года. Ганс испытывает чувство «брезгливого отвращения» к тем истинным католикам, которые, разрушив одно счастье, не создали другого, но радуются формальному порядку в отношениях - для героя важнее всего именно чувство. Однако рамки романа не исчерпываются любовными переживаниями Ганса. Наряду с обличительным внутренним монологом католической церкви Ганс искренне возмущается безразличием людей к духовным качествам других людей и вниманием к формальным вещам. Буржуазное общество обесценивает душу человека, делая ее вещью. Даже к семье у Ганса нет настоящей привязанности, так, он не может простить матери того, что она с легкостью отпустила на войну единственную дочь Генриетту. Ганс не понимает, почему его богатая семья живет впроголодь, он презирает своих родных за душевную черствость: «Мои домашние сидели на своих поганых миллионах, исторгнув меня и наслаждаясь своей моральной правотой». Главного героя, а вместе с ним и Белля, возмущает следование удобным общепринятым нормам, а не жизнь по совести. Символично, что такие мысли автор вложил в уста клоуна, который по своей сути является «человеком наоборот». Маска клоуна Ганса, грим - это не только символ профессии, но и символ отчуждения от мира. У Ганса кризис, нет развития, и он садится в переходе с гитарой, понимая, что это окончательно губит его карьеру. Но этим поступком он оправдывает свободу выбора в творчестве, вероисповедании и пр. Фигура клоуна трагична, финал любовной линии остается открытым, но герой понимает, что многие вопросы ему в одиночку не решить. Белль показывает, что человек зависит от мира, в котором живет, заканчивая книгу протестом Ганса - это и протест самого автора, что является жизнеутверждающим финалом.

Поделиться с друзьями:

Похожие материалы: