Л.Н. Толстой. Повесть «Казаки»

| Печать |
15.11.2011 20:49

Самое поэтическое и лирическое произведение Толстого. Повесть была начата на Кавказе, писалась в течение 10 лет, опубликована в журнале «Русский вестник». Многие исследователи считают повесть автобиографической. Основой послужил интерес Толстого к истории «маленького народца» - гребенского казачества. Автору было очень интересно исследовать жизнь крестьян - «свободных и сильных детей природы», настолько они естественны. Главный герой Оленин знакомится на Кавказе с Лукашкой, Назаркой, дядей Ерошкой, Марьянкой. «Люди живут, как живет природа<...>И никаких условий, кроме природных: солнце, трава, дерево и...люди, других законов у них нет». Некоторые исследователи находят пушкинские мотивы в имени «Оленин» (Алеко), другие сводят происхождение имени к слову «олень», что символизирует природу. Оленин покидает высшее общество и едет на Кавказ с мечтами о подвиге и славе, что изображается автором иронически.

 Первоначальный замысел повести заключался в описании истории казака, жену которого полюбил офицер. Казак ранит его, а затем убегает в горы. Но позже, истосковавшись по жене, возвращается в столицу, там его хватают и казнят. Данный сюжет был бы динамичным, так как основан на эффектных сценах. Но Толстой намеренно отказывается от этих «романтичных усложнений» и делает сюжет простым, более плавным и замедленным, то есть естественным, показывая течение жизни. Оленин полюбил естественную жизнь, природу и людей Кавказа и понял, что можно говорить о поэзии реальности. В одном из эпизодов величественная панорама гор оставляет огромное впечатление на героя, и автор заканчивает описание куском ритмизированной прозы. Ведь горы - это то, что невозможно выразить словами. Поэзия реальности раскрывается и в эпизоде станичного праздника (кроме того, здесь выражен этнографический элемент), людей отличает оптимизм, они свободны и радуются жизни (сцена виноградной резки). Даже в эпизоде, когда Лукашка убивает абрека, проявляется тоже поэзия реальности - ведь смерть естественна. Оленин начинает понимать жизненную философию этого народа, и она привлекательна для него, поэтому он пытается сблизиться с этими людьми и порвать со своей средой. Мечтает он и о том, чтобы «приписаться» в казаки, купить избу, скотину, жениться на казачке Марьянке, жить как дядя Ерошка (прообраз этого героя - Епифан Сехин) - ходить на охоту и рыбалку. «У вас там все фальчь, а здесь - настоящая жизнь» (слова дяди Ерошки). А «сдохнешь - трава на могилке вырастет и все». Оленин предпринимает попытки слиться с этим миром, но мир этот его не принимает, и герой оказывается «лишним в этой среде» (по Тургеневу). Он дарит коня Лукашке, чтобы ощутить от этого радость, а тот не понимает, за что. Реакция всей станицы на это событие: «какой народ продумной юнкеря!».

Сюжетная линия отношений с Марьянкой, гордой и недоступной красавицей, которая является символическим образом, олицетворяющим естественную красоту и недоступность этой красоты для Оленина. Марьяна любит Лукашку, а от главного героя внутренне она очень далека. Более того, она испытывает к нему отвращение и презрения, отвечая: «Уйди, постылый!». Как результат, Оленину не удается слиться с этой средой. Толстой рисует в повести два мира: Оленина и народный. Исследователь Громова отмечает: «В конфликте Оленина с казачим миром обе стороны правы. Нет превосходства казаков над Олениным». Название повести - «Казаки» - говорит о большом внимании автора к народному миру, не принижая роли образа Оленина. Показано превосходство народной жизни над великосветской. Финал повести символичен: Оленин понимает, что ему необходимо уехать.

Эта повесть - шедевр в русской повествовательной литературе. Тем не менее, журнал «Современник» называл ее «литературным анахронизмом», так как, по мнению критиков, она не отражала злободневные проблемы.

Поделиться с друзьями:

Похожие материалы: