Загрузка...
Филфак Главы Журналистика М.Кольцова



Журналистика М.Кольцова

PDF 
22.10.2012 15:14

Высокого мастерства и широкой популярности Михаил Кольцов достиг прежде всего в жанре фельетона. Кольцов был сторонником простого, повествовательного построения фельетона, при котором последовательно излагается его фактический материал, сопровождающийся авторскими красочными деталями и всякого ряда остротами. Для него главное - сопоставление или противопоставление двух или нескольких фактов, из столкновения которых рождается фельетонная искра, окрашивающая произведения в нужные тона, придающая ему действенную и эффективную силу. В очерке о преобразовании деревни «Черная земля» автор обращается к хрестоматийному образу русского крестьянина. Этот образ проходит через весь очерк, он позволят читателю понять сущность представленных в деревне перемен. Речь идет о русском поэте Алексее Кольцове, автор как бы вводит поэта из прошлого в незнакомый ему мир нового, где в пределах одного только края «атакуют сплошь черную пашню величиною с Великобританию». А в стихах поэт комментирует, иногда соглашается, иногда как бы спорит с ним. Во времена Алексея Кольцова русские крестьяне были крепостными рабами. Это даже не спор с поэтом, а разговор с ним через столетие из той жизни, о которой Алексей Кольцов мог мечтать. Пахарь его шел за сохой и пел. Естественный переход автора от вчерашнего дня к сегодняшнему, от строительства колхоза к нищенской жизни крестьянства старой России. Кольцов убежден, что в Лизиновке будут сыты и кони и люди. Об этом он говорит почти патетически, но пафос чуть снижен юмором. Знаменитая «Песня пахаря» почти вся органично вошла в очерк. Стихи Алексея Кольцова, написанные в 1831 году, названы юбилейными. В очерке рядом со старым пахарем,  литературным героем Алексея Кольцова, изображен вполне реальный единомышленник Овчаренко, с трудом выбирающий свой путь. Прошлое Лизиновки сопоставлено с ее сегодняшним днем. В основе своей это документальный художественный очерк. В очерке много ярких исторических аналогий, стихотворных цитат. Так построил Михаил Кольцов свой фельетон-очерк о колхозной весне третьего, решающего года первой пятилетки. «Белая бумага» (1926) - о строительстве Балахнинского бумажного комбината.

Кольцов является основоположником советского репортажа. Репортаж в журналистском творчестве Кольцова занимает важное место. Именно он давал ему возможность сообщить, рассказать об увиденном читателю, создавал у него своим выступлением эффект присутствия, причастности к событиям. «Мертвая петля» - о мужестве летчика Смирдина, выполняющего в воздухе фигуры высшего пилотажа. Смирдин - летчик, это его работа. Но и для Кольцова это тоже его работа. Ему нужно самому увидеть, понять, почувствовать. В 1934 году Михаил Кольцов решил посмотреть на нововведения в автотранспорте «изнутри». Он оформляется шофером такси и три дня в этом качестве колесит по московским улицам. Этот репортерский прием «3 дня в такси» воспринимается как очерк и как публицистическая статья. Выступление получило широкий отклик. В очерке целый ряд сценок-наблюдений, в них метко схвачены черты времени, многих фактов, помогающих читателю понять особенности и трудности работы шофера такси. Перед нами скорее очерк нравов, а не фельетон. Советская общественность в середине 30-х годов была обеспокоена наличием крупных недостатков в постановке учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной школы. И вот в одной из московских школ появляется классный руководитель Михаил Ефимович Михайлов. В очерке много прямых рассуждений о роли школьного воспитателя, директора. Стиль очерка в основном деловой. Отличительная черта - глубокое знание и понимание проблемы, богатство наблюдений и острота постановки вопроса. Кольцов-писатель успешно дополняет здесь Кольцова-журналиста и политического деятеля.