Заключение, библиография |
23.09.2012 18:53 |
Лицейская лирика Пушкина заслонена более зрелыми и значительными его произведениями позднейшей поры. Это не лишает лицейские стихи не только их исторического значения как начального этапа в творческом развитии поэта, но и их эстетического воздействия. Как справедливо писал Н.К.Пиксанов: «Лицейский период пушкинского творчества - это ведь всего неполных пять лет: 1813-1817 годы, это ведь возраст 14-18 лет. Однако в эти тесные пределы замкнут целый поэтический мир. Создана целая книга стихов, включившая до 130 произведений. Поражает разнообразие форм, поэтических родов и видов. Послания, экспромты, мадригалы, народные песни, романсы, эпиграммы, юморески, надписи, «мифологические картины», лирика любовная, лирика природы, баллады, элегии, сатиры политические, сатиры литературные, поэмы, поэтики»[1]. Лицейская лирика Пушкина еще следует традиции классицизма с его строгим разграничением жанров и представлена характерными для этого течения литературы жанрами, как-то: ода («Воспоминания в Царском селе», «Наполеон на Эльбе» и «Усы. Философическая ода»), мадригал («К Маше», «Красавице, которая нюхала табак», «К Пущину (4 мая)» и «К бар. М.А.Дельвиг»), стансы («Стансы (Из Вольтера)», «Stances», «Куплеты на слова «С позволения сказать» и «Couplets») и сатирическая поэма (« Монах» и «Тень Фонвизина»). Одной из важных черт классицизма являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Этот факт и обусловил большой интерес приверженцев классицизма (в том числе и Пушкина, хотя он и не являлся таковым) к жанрам античной литературы. Пушкин неоднократно в своем творчестве, в том числе и в лицейские годы обращается к «антологии», к «подражаниям древним», создавая эпитафии («Моя эпитафия» и «Эпиграмма на смерть стихотворца») и эпиграммы («Несчастие Клита», «Двум Александрам Павловичам», «Эпиграмма («Супругою твоей я так пленился...»)», «На Рыбушкина», «На Пучкову», «Угрюмых тройка есть певцов...», «Заутра с свечкой грошевою...», «Вот Виля - он любовью дышит...», «На гр. А.К.Разумовского», «Эпиграмма. На Карамзина», «Завещание Кюхельбекера» и др.), надписи («В альбом Илличевскому», «В альбом Пущину» «Надпись к беседке» и «Надпись на стене больницы»), посланий («К другу стихотворцу» и многие другие), экспромты («Экспромт на Огареву», «Именины»), пастораль («Рассудок и любовь», «Вишня» и «Блаженство»), литературные песни («Заздравный кубок», «Погреб», «Казак»), кантата («Леда»), гимн («Боже! Царя храни!..»), антологические стихи («Фиал Анакреона», «Гроб Анакреона»), элегия (цикл элегий 1816 года). Кроме того, происходящие в стране в начале 19 века перемены обусловили обращение юных поэтов и к жанрам романтизма. Одним из программных жанров, принесенных романтизмом, был жанр баллады, в лицейский период творчества Пушкина это вольные переводы, либо подражания Оссиану (Макферсону), с сохранением жанра баллады. В период обучения в Лицее Пушкин пишет пять произведений в жанре баллады: «Кольна (Подражание Оссиану)», «Осгар», «Эвлега», «Гараль и Гальвина» и «Сраженный рыцарь». Эти вольные переводы и подражания явились удачным стартом, поскольку в дальнейшем творчестве Пушкин неоднократно обращался к жанру баллады, сохраняя особенности их написания, присущие именно ему. Характерным жанром романтизма является также романс. Пушкин на протяжении всего творческого пути обращался к этому жанру, лицейская лирика поэта включает в себя пять романсов: «Певец», «Слеза», «Роза», «К живописцу» и «Романс. («Под вечер осенью ненастной...»)». Это жанровое богатство не лишает лицейские стихи Пушкина единства и своеобразия. «Лицейский Пушкин» во многом отличен от Пушкина двадцатых-тридцатых годов, но в то же время уже от лицейских стихов нередко тянутся нити к его позднейшим произведениям. Белинский писал, что лицейские стихотворения Пушкина, показывают, при сравнении с последующими его стихотворениями, как скоро вырос и возмужал его поэтический гений, особенно важны ещё и в том отношении, что в них видна историческая связь Пушкина с предшествовавшими ему поэтами; из них видно, что он был сперва счастливым учеником Жуковского и Батюшкова, прежде чем явился самостоятельным мастером»[2]. Молодой Пушкин не только ученик Жуковского и Батюшкова. Не говоря уже о широте его творческого диапазона, выходившего за пределы творческого опыта обоих этих поэтов, Пушкин вносит в традиционные жанры и формы своё отношение к жизни, ту легкость и свободу пользования словом, которая в дальнейшем станет основным отличием его поэзии. Лицейские стихи Пушкина еще ограничены традицией, мотивами и формами антологической и «легкой» поэзии, однако во многих его произведениях уже явственно проступает реальная жизнь, слышится еще еле уловимая, но уже своя, естественная интонация.
1. Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительно-историческое исследование. - Л., Наука, 1984. 2. Анненков П. А.С.Пушкин. Материалы для его биографии, изд. 2-е. СПб. - 1873. 3. Анциферов Н. Пушкин в Царском Селе. - М., 1950. 4. А.С.Пушкин: Шк. энцикл. слов./Сост. В.Я.Коровина, В.И.Коровин; Редкол.: В.И.Коровин (отв. ред.) и др.; Под ред. В.И.Коровина. - М., Просвещение, 1999. 5. Белинский В.Г. Сочинение Александра Пушкина // Полное собрание сочинений: В 13 т. - М.; Л., 1955. - Т. VII. 6. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. - М.-Л., 1950. 7. Брюсов В. Мой Пушкин. - М., 1929. 8. Вацуро В.Э. Лирика Пушкинской поры. «Элегическая школа». - СПб., 1994. 9. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М., 1941. 10. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. - М.-Л., 1962. 11. Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. - Н.Новагород, 1994. 12. Грот Я. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники, изд. 2-е. - СПб., 1899. 13. Кузьмин М.Н. «Во сне я видел Пушкина...». - М., Прогресс-Традиция, 1999. 14. Литературный энциклопедический словарь. Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. Ред. кол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. - М., Сов. энциклопедия, 1987. 15. Лотман Ю.М. Пушкин. - СПб., Искусство-СПб, 2003. 16. Непомнящий В. Лирика Пушкина: Статья первая // Литература в школе. - 1994. - №4. - с. 15-22 17. Пиксанов Н.К. «Лицейская лирика А.С.Пушкина»// Сб. «А.С.Пушкин. 1799-1949. Материалы юбилейных торжеств». - М.-Л., АН СССР, 1951. 18. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. - М., 1976. 19. Пушкин А.С. Собрание сочинений. В 10-ти томах. Т. I. Стихотворения 1813-1824. - М., Худож. лит., 1974. 20. Пущин И.И. Записки о Пушкине. - М., 1956. 21. Руденская М.П., Руденская С.Д. «Наставникам... за благо воздадим»: Очерки. - Л., Лениздат, 1986. 22. Сквозняков В.Д. Лирика Пушкина. - М., 1975. 23. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. - М., Просвещение, 1974. 24. Смирнов А.А. Романтическая лирика Пушкина. - М., 1994. 25. Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. Изд. второе.- М., «Худож. лит.», 1990. 26. Томашевский Б.В. Пушкин: Лицей. Петербург: В 2-х т. - М., 1990. 27. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. - М., 1990. 28. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. - Л., 1986. 29. Якубович Д.П. «Античность в творчестве Пушкина»// «Пушкин. Временник...», вып. 6. - М.-Л., 1941.
[1] [17;318] [2] [5;272]
|