Рекомендуем

Филфак Главы Современный этап развития школьного литературоведения и методической науки



Современный этап развития школьного литературоведения и методической науки

PDF 
16.10.2011 21:13

В первые послевоенные десятилетия горячо обсуждались разные проблемы МПЛ. Активное участие в них принимали ученые, учителя-словесники, писатели (Твардовский, Чуковский, Михалков и др.). Звучали призывы к решительному пересмотру существующей системы литературного образования. В начале 60-х годов на Всероссийском съезде учителей принимается «Закон о школе», начинается работа по созданию новых программ. Вариант программы, не получивший поддержки, предлагает Голубков, который считал необходимым восстановление систематического курса теории литературы. По жанровому, а не по хронологическому принципу предлагали строить курс литературы в 7-8 классах из Самары. За основу был принят проект, сохранявший историко-хронологическое изучение литературных произведений в средних классах и курс на историко-литературной основе в 8-9 классах, дополненный произведениями Достоевского, Блока, Есенина и др. Предусматривались уроки внеклассного чтения и факультативные занятия. В 70-е производится "косметический ремонт" программы.

Центральной проблемой преподавания методики является анализ художественного произведения, которому посвящены работы многих ученых. Они высказывают недовольство сложившейся практикой школьного анализа. Событием в методике становится посмертное издание книги Гуковского «Изучение литературного произведения в школе» - предлагается сосредоточить внимание учащихся на анализе текста, основанном на научной методологии. Он выступает противником засилья анализа «по образам», предупреждает об опасности прямых сближений литературных явлений с жизнью. Этот взгляд вызвал несогласие многих педагогов-словесников.

Симпозиум «Проблемы художественного восприятия» (1968) сыграл важную роль в сближении методики и психологии. В 60-80 годах в школе преобладают традиции воспитательного чтения в средних классах и историко-литературный курс в старших классах, построенный на основе ленинской периодизации русского освободительного движения. Акцент на воспитательном значении произведений классической и современной литературы ставится практически во всех методических работах 60-80 гг. Вклад в развитие теории и практики преподавания литературы в школе вносят последние работы Голубкова, Докусова, Колокольцева, Корста, Кудряшёва, Мещеряковой и т.д.

В конце 80 годах в методике намечаются перемены, связанные с разработкой новой концепции общего среднего образования, созданием новых типов учебных заведений. Публикуются варианты программ по литературе, издаются проблемные учебники. В настоящее время перед методической наукой стоит целый комплекс проблем, связанный с разработкой концепции литературного образования, созданием учебных программ и учебных пособий нового типа. Специальной задачей современной методики является возвращение забытых имен и традиций отечественной школы.

Современные программы по литературе построены на основе двух "концентров": 5-9 и 10-11 классах. В основе такого деления лежат представления о периодах развития школьника, разработанные в трудах психологов. Программы отражают базовый компонент литературного образования и содержание временных стандартов среднего образования.

Поделиться с друзьями:

Похожие материалы:
 
Загрузка...

Интересное