Рекомендуем

Филфак Главы Советские СМИ в годы Великой Отечественной Войны



Советские СМИ в годы Великой Отечественной Войны

PDF 
22.10.2012 15:26

СМИ во время Великой Отечественной Войны работали в особом режиме. Важную роль играло радио: правительственное заявление о вероломном нападении Германии на СССР в 12 часов 22 июня, и через 45 минут - первые военные «Последние известия». 24 июня создается «Совинформбюро», его задача: изложение сводок о военных действиях и фронтовых сообщений. До окончания войны каждый день миллионы людей начинали и заканчивали день сообщениями «Совинформбюро». Главным диктором был Ю. Левитан. Передавалось более 2 тысяч ежедневных сводок и 122 сообщения «В последний час». Работа СМИ перешла на военный лад, появились военные отделы. Задача, стоявшая перед ними - показать замыслы врага, раскрыть его захватнические планы по отношению к народам СССР, война для нашего народа справедлива, ибо призвана защищать Отечество от захватчиков.

Сократилось число центральных газет (до 18), уменьшились их тиражи. Не выходят многие специализированные, отраслевые, комсомольские издания. Сократилась и местная пресса. Создается сеть новых изданий, прежде всего фронтовых газет. Это были газеты военных подразделений всех уровней - армейские,  бригадные, стрелковые, танковые, общевойсковые соединения, войска противовоздушной обороны. Всего к 1942 году их насчитывалось 700. Для работы на них проводились специальные мобилизации журналистов в соответствии с директивами партийных органов. В армии и на флоте существовало 5 центральных газет, главная - «Красная звезда». Печатались писатели Сурков, Гроссман, Симонов, А.Толстой, Эренбург и другие. 1200 номеров - это летопись нарастающей мощи армии и военного искусства ее военачальников.

Центральный печатный орган на флоте - «Красный флот»,  а к 1941 г. выходит специальная газета для личного состава военно-воздушных сил «Сталинский сокол», позже ставшая «Красным соколом» - предназначалась для личного состава авиации дальнего действия. Журналов для армии и флота насчитывалось 20, политического и литературно-художественного направления. Тыловые газеты писали о положении на фронте и о героизме солдат и офицеров. Существовали также подпольные (около 200 в 1944 г.) и партизанские издания,  выходившие на оккупированных территориях. Их задачей была борьба с врагом в его тылу. Создано 17 газет, рассчитанных на разложение войск противника, но эта затея не удалась.

Листовки, плакаты, воззвания, обращения, выпуск массовыми тиражами и предназначались для распространения среди своих войск и войск противника. Публицистика разнообразна. В газетах публиковалось немало писем рабочих, солдат и офицеров армии,  тружеников тыла, которые передавали ощущение единения народа перед лицом общего врага. С первых дней писатели-публицисты Шолохов, Горбатов, А.Толстой, Леонов, Тихонов, Шагинян, Симонов и другие начали писать о войне для газет, их произведения убеждали людей в грядущей победе, рождали в них патриотические настроения, поддерживали веру и уверенность в непобедимость нашей армии, публиковались во многих фронтовых газетах. Один из наиболее известных военкоров того времени - К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, и свои впечатления и переживания описал в очерках, повестях, рассказах, стихах. Читателей привлекала его сурово-сдержанная манера письма, она  вызывала доверие, вселяла надежду и веру в Победу. Его очерки звучали как по радио, так и распространялись по каналам Совинформбюро. Его знаменитое стихотворение "Жди меня" стало словно заклинанием большинства людей войны. Публицистика использовала также и сатирические жанры - памфлеты,  карикатуры,  фельетоны. Выходил специальные сатирические издания "Фронтовой юмор",  "Сквозняк" и др. Развивалась фотопублицистика - фотокорреспонденты запечатлели,  донесли до своих современников и сохранили для будущих потомков героические будни того времени. С 1941 г. выходили специальные журналы «Фронтовая фотоиллюстрация» и «Фотогазета».

Похожие материалы:
 
Загрузка...