Загрузка...
Филфак Главы Публицистика английской буржуазной революции XVII в.



Публицистика английской буржуазной революции XVII в.

PDF 
30.09.2011 21:21

17 век в Англии - век отвоевания буржуазией политической власти у феодалов. Началась так называемая «памфлетная война». Публицистика была широко представлена в периодической печати этого периода. Первое издание на английском языке появилось в Лондоне в 1622 году - «Еженедельные новости» - газета, выражающая интересы феодалов. Поводом для выступления буржуазии против абсолютизма стала половинчатость английской реформации, во главе Англии встал король. Буржуазная позиция проявилась в пуританизме - религиозное течение завершения реформации церкви. К концу 16 века в пуританстве наметилось 2 партии: 1. умеренная и 2. индепенденты (независимые) выражали взгляды мелких и средних слоев городской буржуазии, стремившейся к решающей борьбе с абсолютизмом и требовавшей политического равноправия. Потом выделились «левеллеры» - представители мелкой буржуазии города и деревни. Интересы неимущих слоев отражались в политической программе «диггеров».

Каждая из партий выдвигала своих публицистов, которые впервые стали испытывать печатное слово в качестве оружия в политической борьбе. На страницы печати была перенесена борьба в стенах парламента между сторонниками и противниками абсолютизма и памфлет становится основным жанром, а из-за их количества - «памфлетная война». Английский издатель Томсон имел в своей коллекции 15 тыс. памфлетов. Но периодическая печать не стала центром английской публицистической мысли, так как мешали: 1. жесткое законодательство о печати 2. собственники покупали информацию нерегулярно. 3. Произведения, которые издавались не на страницах прессы, были более жизнеустойчивы.

В 40-50 гг.  - публицисты Гаррингстон, Нидхел, Овертон, Уолвин. Демократическое крыло представляли: Мильтон, Лильберн, Уинстенли. Джон Мильтон - самый крупный публицист английской буржуазной революции 17 в. Автор поэтических произведений («Потерянный рай», «Возвращение в рай»), но он также автор большого числа памфлетов. Творчество пронизано борьбой за свободы человека, ему принадлежит серия антиепископиальных памфлетов: «О реформации церкви в Англии и о причинах, помешавших ей», «Смысл церковного устройства» и др. В них он отвергает существующий церковный порядок, обвиняет высшее духовенство в гонениях на пуритан, выдвигает идею свободы человеческой мысли. После смерти короля его задачей стало развенчание образа «короля мученика», последовал ряд антикоролевских памфлетов: «Иконоборец», «Обязанности королей и правительства», «Защита английского народа» и др. Приводит аргументы в защиту свобод каждого человека, обосновывает право решать: подчиняться или нет власти.

Нередко его памфлеты написаны в форме эссе - гневных и обличительных. Самый значительный памфлет «Речь о свободе печати парламенту Англии» («Ареопагетика»). Тема - свобода слова. Повод к написанию - судебный процесс над Мильтоном. Четко сформулировано требование свободы печати. Написан в форме речи к членам парламента. Памфлет построен по четкому плану. Задача - добиться пересмотра закона о предварительной цензуре.

Джон Лильберн отражал интересы мелкой, средней буржуазии и зажиточного дворянства. Принадлежит к партии лебеллеров и ее лидер. Первые памфлеты написаны во время тюремного заключения: «Зверские деяния в отношении Дж. Лильберна», «Плачь бедных людей», «Обращение к моему народу». На собственном обличает бесчеловечность, несправедливость в отношении человека, ставит вопрос о нарушении прав человека. «Невиновность и правда», «Свобода свободному». Говорит от имени тех, кто боролся с королем и церковью за права непривилегированных сословий. Отстаивает равенство всех перед законом. Для его памфлетов характерна полемичность окраски.

Джерард Уинстенли - интересы безземельных слоев крестьянства. Глава движения диггеров. «Новый закон справедливости», «Декларация бедного угнетенного люда Англии». Все декларации были проникнуты миролюбивым духом. Идеи его об отмене частной собственности, о равных правах на владение землей не нашли серьезных сторонников в других слоях английского общества - памфлеты не имели широкой аудитории.

Вывод: английская революция 17 века заложила основы демократических традиций английской журналистики и публицистики и подчинила ее своим нуждам. Памфлеты способствовали формированию общественного мнения в революционное время.

Похожие материалы: