Загрузка...

Рекомендуем

Филфак Главы Особенности изучения лирики в школе



Особенности изучения лирики в школе

PDF 
15.10.2011 22:37

Отношение школьников к лирике сложное. Причины: 1) недостаток жизненного опыта, недостаточная развитость эмоциональной сферы, 2) особенность предмета изображения лирики, 3) многозначность поэтического слова. Поэтому лирические произведения требуют создания установки на чтение. Можно выделить условия: 1) Эмоциональный личностный комментарий - рассказ учителя о реальном событии, связанном с изучением произведения. 2) Эмоционально-образный комментарий. Цель - создать образ или ряд образов. 3) Историко-культурный комментарий. 4) Мифологический. 5) Лексический, этимологический, разбор ключевого слова. 6) работа с эпиграфом. 7) Работа с названием стихотворения. 8) Составление ассоциативного круга. 9) Приемы, актуализирующие чувственный опыт, эмоциональную память. 10) Знакомство с адресатом стихотворения.

Приемы изучения лирического произведения на разных этапах. 1) На вступительном: рассказ учителя, выразительное чтение, работа с другими видами искусства, чтение стихов других поэтов на эту тему, беседа. 2) На этапе анализа: выразительное чтение учащимися и учителем, чтение про себя, беседа, сопоставительный анализ, лингвистический эксперимент, чтение разными исполнителями и его сопоставление, прослушивание музыкальной интерпретации лирического произведения. 3) На этапе синтеза: выразительное чтение стихотворения учащимися - в средних классах, выразительное чтение и интерпретация лирического текста - в старших.

План анализа по Медведеву: 1) композиция - связь и соотношение отдельных частей и микрообразы, адресат стихотворения, развитие переживания, борьба лирических мотивов. 2) Язык стихотворения - слово в лирике, эпитеты и другие тропы, звуковая организация речи, поэтическая интонация, многоголосье. 3) Стих - звучание стихотворения в связи с характером переживания, размер, рифма, строфа.

Структурные уровни поэтического текста по Лотману: 1) ритмический - анализ ритмической организации; 2) фонемный - звучание стиха; 3) графический - правила записи стихотворного текста; 4) морфологический - обращение к частям речи; 5) лексический - словоупотребление и лексические средства выразительности; 6) синтаксический - синтаксический строй лирического произведения и синтаксические средства выразительности; 7) содержательный - тема, идея стихотворения.

Форма уроков по лирике в старших классах: урок-концерт - подготавливается на разных стихотворениях; - композиция; -новелла - посвящен 1 стихотворению, можно с репродукциями; -портрет - темы стихов 1 поэта; -путешествие - в мир какого-либо поэта. План обзорного урока по лирике: 1) Вступительная часть - характеристика эпохи, литературного направления. 2) Жизенный и творческий путь поэта. Анализ стихотворения, которое выражает поэтическое кредо поэта. Особенности лирического героя. Основные темы лирики. Традиции и новаторство. 3) Поведение итогов.

Похожие материалы: