Препод напал на тебя как вампир? Не бойся! Студланс защитит этот мир!
Филфак Главы Основные этапы развития преподавания литературы первой половины 20 века

Основные этапы развития преподавания литературы первой половины 20 века PDF 

Развитие методической мысли в начале 20 века было обусловлено борьбой разных школ литературоведения. Существовало несколько школ: культурно-историческая, психологическая, формальная (форма произведения). Намечались положительные тенденции: 1) сокращение произведений древнерусской литературы; 2) больше внимания чтению и анализу художественных произведений новой и новейшей литературы. В начале январе 1917 года на всероссийском съезде словесников была принята резолюция, основные пункты которой: 1) изучение художественных произведений только в социально-историческом контексте. 2) Разумная регламентация выбора произведения. 3) Организация внеклассного чтения без предварительных списков. После революции план изменяется: 1) творческое восприятие произведения, 2) анализ этических проблем, 3) совершенствование речи, 4) воспитание эстетического вкуса, 5) сочинения разных жанров, 6) организация выставок, стенгазет.

В 1921 году была составлена первая советская программа. Ее принципы: 1) основной материал чтения - художественные произведения, 2) восприятие произведения в единстве формы и содержания, 3) выбор должен основываться на психологии учащихся. В 1925 году литература переводится в разряд прикладных дисциплин. В 1927 году была принята новая программа Переверзева. Она приняла вульгарно-социологическую направленность. К разработке программ подключились Луначарский и Крупская. Луначарский предложил изучать советских писателей. Крупская внесла и положительные и отрицательные моменты: 1) учитывать эмоциональное развитие школьников, взаимосвязь классной и внеклассной работы, обращать внимание на теорию литературы. 2) предложен ленинский принцип отбора литературы. Анализ предлагалось вести с марксистских позиций. В 1931 году была принята программа по ряду проектов. Цель - привлечь учащихся к социалистическому строительству. В 1933 году - стабильная программа литературного образования. Сохранилась до 1991 года.

Огромный вклад в методику этого периода внесла Рыбникова. Тематика: внеклассная работа, эстетическое восприятие школьниками художественного произведения, методика изучения произведения разных жанров. Основные работы: «Современная и классная литература в школе», «Очерки по методике литературного чтения». В этой книге она: 1) формулирует задачи методики, 2) выделяет факторы, которые определяют содержание методики как науки, 3) разрабатывает методику выразительного чтения, приемы анализа художественного текста и систему письменных работ учащихся, 4) утверждает обязательный разбор произведения в единстве формы и содержания, 5) особое значение изучению языка художественного произведения, 6) требует от учителя хорошего знания своего предмета, 7) представляет целостную систему преподавания литературы в средних классах.

Похожие материалы: