Загрузка...

Рекомендуем

Филфак Главы Маяковский и советская печать



Маяковский и советская печать

PDF 
21.10.2012 23:50

РОСТА создана постановлением ВЦИК 7 сентября 1918 года на базе Петроградского телеграфного агентства и Бюро печати при Совнаркоме РСФСР, оно обеспечивало оперативной информацией периодическую печать, партийные и советские органы, тема сообщений - героизм трудящихся масс на фронте и в тылу. Включало десять отделов: литературно-агитационный, инструкторский, художественно-фотографический и др. Центральным информационным выпускающим органом был РОСТА: выходили ежедневные вестники, стенгазеты, бюллетени. «АгитРОСТА» выходила на 2х, 4х, а иногда на 6-ти полосах большого формата (в помощь губернским и уездным газетам). «Окна РОСТА» явились продолжением «АгитРОСТА», используются карикатуры и хлесткий лаконичный текст. «Окна сатиры РОСТА» - плакаты, создаются в 1919-21 годах художниками и поэтами, работающими в системе РОСТА, которая представляла собой самобытный вид искусства агитации, возникший в период гражданской войны и военной интервенции 1918-20 гг. Основное воздействие было направлено на разоблачение врагов молодой советской республики, освещались злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Плакаты, кроме первых, которые были нарисованы от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета, тираж составлял более 150 экземпляров, продукты творчества выставлялись на витринах Москвы и других городов. Они отличались простотой и лаконичностью изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в несколько цветов). Гуманизм поэзии Маяковского приобретает новое качество социальной направленности. В поэме «150000000» проходит идея ведущей роли русского народа, главного вестника социалистической революции. В марте 1919 года Маяковский начинает работу в «Окнах РОСТА», где рисует плакаты, содержащие стихотворные тексты агитационного характера. Владимир Маяковский позже возглавил литературную группу ЛЕФ (Левый фронт искусств), в дальнейшем - РЕФ; редактировал журналы «ЛЕФ» (1923-25 гг) и «Новый ЛЕФ» (1927-28 гг). Тексты Маяковского часто являются стилизацией народной песни или частушки, они демократичны,  рассчитаны на восприятие человеком с улицы, не содержат многословия. Тексты тяготели к штампам - газетно-пропагандистским. Маяковский сотрудничал со многими газетами: «Известия»,  «Правда»,  «Комсомольская правда». Пишет для газет фельетоны в стихах - «Как работает республика», «О дряни»,  «Бюрократиада». Используется прием гротеска, высмеивается бюрократизм, мещанство, пьянство. Авторский герой борется и с внешним врагом советской власти. В сатирическом журнале «Крокодил» опубликованы: «Трус»,  «Подлиза»,  «Ханжа», «Сплетник» - обличаются общечеловеческие пороки,  слабости. Изображается деградация человека в новых условиях, социально-демократический метод,  ирония. Фельетон "Прозаседавшиеся" («Известия») вызвал одобрение у Ленина (с точки зрения политики) против бюрократической системы. Герой пытается попасть к чиновнику,  но не может его застать. Заголовок представляет собой неологизм разоблачительного характера. Завязка: герой приходит в приемную,  а он ушел заседать в театр общественного и государственного управления. Все совещания проводить бестолку, т.к. темы их абсурдны, показана видимость активной деятельности. Автор держит читателя в напряжении. Кульминация - герой врывается в здание и видит половину людей. Развязка - они на двух заседаниях сразу. Герой просит искоренить все заседания, концовка яркая Маяковский использует гротеск,  гиперболу (врываюсь лавиной), неологизмы.