Рекомендуем

Филфак Главы Л.В.Успенский "Культура речи" - Вашему чаду 5-6 лет



Л.В.Успенский "Культура речи" - Вашему чаду 5-6 лет

02.08.2005 21:54

Если ему около пяти или шести, и если он не сдан вами на руки профессиональным педагогам в детском садике, надо уже подумать о том, чтобы он начал читать сам. Буквы-то он обычно уже знает.

Если в доме много книг, если они являются предметом ува­жения и любви, если они все время в ходу и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, и при этом чита­ющие и слушающие то смеются, то обсуждают с жаром прочи­танное — интерес к печатному слову, конечно, у него возни­кнет и будет расти.

Я до сего дня помню вытисненные золотом на корешках «Энциклопедии Брокгауза», стоявшей за стеклом в отцовском шкафу, таинственные и приманчивые пары слов: т. VII — «Биттсбург до Босха», т. XVII — «Гоа до Гравёр». И самый загадочный, на котором было написано: «Малолетство до Мей-шагола».

Для меня бесспорно, что именно с этих златоблестящих корешков началась моя любовь к книгам. А потом, когда мне открылся способ узнавать при помощи этих красивых томов значения непонятных слов, она возросла и окрепла. И перешла ни все остальное множество книг.

Но, допустим, в вашем доме книги еще не успели нако­питься в таком количестве. Ничего, надо только, чтобы их было достаточно вокруг ребенка. Не покупайте ему что подвернется под руку. Выбирайте книги проверенные, те, которые радовали и вас в детстве, и хорошо иллюстрированные.

Начинайте с рассматриванья картинок: «Что тут нарисова­но? Погоди... Вот сейчас узнаю — прочту...» Покажите ему, что даже ваше неведение исправимо при помощи чтения. Прочи­тайте ему сказку вслух раз, два, три раза, сколько сможете. Добейтесь, чтобы ему захотелось слышать ваше чтение. Про­чтите с ним несколько книг вслух насквозь. Завлеките его в этот волшебный мир, как обучаемого плавать заводят на приглубокое место. А потом начните исподволь отказывать ему в этом наслаждении. Скажите: «Ты уже знаешь буквы (а он, несомнен­но, их уже знает), так попробуй читать сам. Вот отсюда досюда; одну-две строки». А потом немного почитайте ему в награду. По моему опыту, чтобы перейти от чтения «с буксиром» к «самосто­ятельному плаванию», требуются не годы и даже не месяцы. Нужно, если вы с ним занимаетесь, несколько недель.

И теперь уж не сдавайтесь на самые умильные мольбы почитать вслух. Как только почувствовали в нем действитель­ную потребность в том, чтобы ему читали, стойте на своем, и вам будет даровано счастье видеть, как малыш, наконец, читает сам с каждым месяцем все свободней. Теперь вам при­дется все энергичней снабжать его книгами, и пусть он уста­навливает, литература какого рода ему более по сердцу: мо­жет быть, причудливые рассказы про «Незнайку» Н. Носова, а возможно, «Жизнь животных» Брема.

Бывает, любовь к книге вспыхнет, как пожар, а возмож­но, она будет расти, как дерево, постепенно и незаметно: важ­но, чтобы она родилась, потому что раз возникнув, она уже навряд ли угаснет.

Далее

Оглавление

 
Загрузка...

Интересное