Загрузка...

Рекомендуем

Филфак Главы C.М.Бондаренко "Урок..." - Поиски и открытия



C.М.Бондаренко "Урок..." - Поиски и открытия

03.12.2010 02:49

— Подумаешь, Америку открыл!

Еще в пеленках это мы знавали!..

А я один, как клад, ее отрыл

И позабыть уже смогу едва ли.

……………………………….

Она во мне. Я жил, ее тая...

Я, стиснув зубы, в муках, на преде­ле,

Ее добыл. Вот истина моя!

Вы ж до сих пор банальностью владели.

Евгений Винокуров

— Откройте тетради. Записываем. Тема сегодняшнего урока — не и ни с местоимениями. Иванов — к доске. Запиши парами сле­дующие слова: никто — некто, ничто — нечто. Обратите внима­ние, что под ударением пишется не, а без ударения — ни.

Это образчик подачи знаний в готовом виде. Дети слушают формулировку правила, записывают несколько примеров, и, если они все поняли, считается, что урок был обучающим и своей це­ли достиг.

Было объяснение, было закрепление, но не было умственного напряжения, активного поиска, радости постижения, открытия. Скучный предмет эта грамматика, но приходится терпеть.

А теперь представим себе введение этой темы таким образом. На доске записываются те же два слова: никто и некто. Затем учи­тель подписывает под словом никто слово ничто и обращается к классу с вопросом: «А что надо подписать под словом некто!» Таким образом класс сразу втягивается в поиск: надо уловить за­кономерность, которой будет соответствовать четвертое слово, а для этого необходимо определить, какое сходство и какое разли­чив существует между словами, которые ужо записаны. И далее оба ряда слов — с ни и с не — выстраиваются уже силами самих учащихся, после чего учитель предлагает классу произвести об­стоятельное сравнение двух рядов. Так учащиеся подводятся к тому, чтобы самостоятельно «открыть» правило.

Когда они уже схватили суть, есть еще один этап работы, ко­торый школьники тоже могут осуществить самостоятельно, — сло­весная формулировка найденной закономерности. Конечно, учи­тель может дать свою формулировку или (так делают многие) предложить одному из учеников прочитать ее по учебнику, а потом попросить других повторить (ради закрепления). Но тог­да класс лишится одного из интереснейших и труднейших момен­тов поисковой деятельности — поиска адекватного выражения мысли в слове, «мук слова». Если же ученики проделают все эти этапы работы самостоятельно, добытое ими нехитрое граммати­ческое правило будет так же отличаться от внимательно прослу­шанного и добросовестно выученного, как истина отличается от банальности.

Как писал немецкий педагог Гербарт, плохой учитель препод­носит истину, хороший учит ее находить.

ДАЛЕЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ