Рекомендуем

Филфак Главы C.М.Бондаренко "Урок..." - "Маленькие хитрости"



C.М.Бондаренко "Урок..." - "Маленькие хитрости"

03.12.2010 02:43

— Не кричите с места! Поднимите руку! Один отвечает, остальные молчат!

Эти заповеди школьной дисциплины навязли у учителей на зубах, а у детей в ушах. В чем их смысл? В сохранении тишины и порядка на уроке. Однако в жертву этой тишине и порядку приносится активность большей части класса.

Между тем учителя, хорошо владеющие дисциплиной, успешно пользуются методом хоровых ответов на несложные вопросы. Этим убиваются сразу два зайца: с одной стороны, в работу включается максимальное количество учеников, с другой — учитель видит, кто из детей знает материал, а кто нет.

Одно из самых «узких» мест педагогического процесса — ответ одного школьника у доски. Заставить класс внимательно слушать ответ товарища, закрепляя при этом свои знания, можно только в одном случае — если этот ученик уже в школьные годы хороший оратор, владеющий секретами контакта с аудиторией. Но таких, будем откровенны, не так уж много даже среди учителей, а среди учеников тем более. Поэтому не следует слишком полагаться на призывы: «Слушайте внимательно — это вам полезно».

Если перед учителем дисциплинированный класс, который не шумит, пока у доски переминается с ноги на ногу очередной демосфен, это совсем не значит, что все внимательно слушают. Но если предложить слушателям быть рецензентами отвечающих, анализировать их ответы и давать оценки, тогда внимание к чужим ответам значительно повысится.

А вот еще одно «узкое» место: один ученик решает задачу или пишет трудные слова на доске, а остальные — в тетради. Как будто бы все заняты делом, но никакого умственного напряжения это дело не требует. Чтобы с доски списать, «кому ума не доставало». А теперь представьте себе такой вариант: доска закрыта или повернута так, что процесс работы на доске классу не виден. Сидящие за партами должны выполнить задание самостоятельно. Только после этого запись на доске будет показана всем, и каждый сможет проверить свою работу. Этот метод «закрытой доски», описанный психологом Ф. Н. Гоноболиным, значительно повышает активность класса.

Как мы уже замечали, учителя, когда им по ходу урока приходится обращаться к старому, давно пройденному материалу, часто напоминают его школьникам сами — иногда ради экономии времени, иногда из неосознанного, общего с детьми стремления к активности на уроке. Таким образом, они отнимают у тех, кто забыл эти сведения, возможность тренировки припоминания, а у тех, кто их хорошо помнит, — возможность эти знания применить. Однажды Ходжа Насреддин пришел в мечеть читать проповедь. «О, миряне, — спросил он, — знаете ли вы, о чем я буду держать речь?» — «Не знаем», — ответили те. «Раз вы не знаете, то о чем же мне с вами разговаривать?» — сказал Ходжа Насреддин, повернулся и ушел из мечети. На другой день, когда он пришел в мечеть и обратился к мирянам с тем же вопросом, те хором ответили: «Знаем!».— «Раз вы знаете, то о чем же мне с вами говорить?» — ответил Ходжа Насреддин и ушел из мечети. На третий день миряне сказали: «О почтеннейший! Одни из нас знают, о чем ты собираешься говорить, а другие не знают». — «В таком случае, — сказал Ходжа Насреддин, — пусть те, которые знают, расскажут тем, которые не знают».

Принцип Ходжи Насреддина в высшей степени уместен на уроке при обращении к материалу, который помнят не все. «Пусть те, которые знают, расскажут тем, которые не знают».

Описанные нами способы активизации класса — это полезные, действенные, но, по существу, не самые главные способы воспитания активности школьников. Это только «маленькие хитрости» организации педагогического процесса.

Самая важная, самая глубинная активность — активность ищущего, пытливого ума — воспитывается гораздо более сложными путями.

ДАЛЕЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
Загрузка...

Интересное