Загрузка...
Филфак Главы C.М.Бондаренко "Урок..." - Каков на вкус корень учения?



C.М.Бондаренко "Урок..." - Каков на вкус корень учения?

03.12.2010 02:30

Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит.

Что же такое интерес? Какова его психологическая природа?

История педагогической мысли знает разные подходы к этому вопросу. Так называемое интеллектуальное направление связывало интерес в основном с умственной деятельностью, с осознанием, пониманием, а также с работой воображения, которое поддерживает и усиливает интерес.

Представители эмоционального направления отождествляли интерес с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество. Они считали, что интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы, и что счастливое детство — самостоятельная и очень важная задача обучения и воспитания.

Волюнтаристическое направление связывало интерес с волевой стороной личности: интерес является стимулом к действию, к преодолению трудностей.

Современная педагогическая наука не связывает интерес с какой-то одной стороной человеческой деятельности: только эмоциональной, только интеллектуальной или только волевой, считая, что интерес характеризуется сложным сплетением интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, их взаимопроникновением и воздействием друг на друга.

Исследователи интереса единодушно отмечают его огромное положительное влияние на все психические процессы и функции: восприятие, внимание, память, мышление, волю.

Особенно велика связь интереса с вниманием, в первую очередь с непроизвольным вниманием. «Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши»,— говорил один старый немецкий педагог. Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно; неинтересное «укладывается» в памяти с большим трудом и легко вытесняется из нее. Интерес способствует значительному повышению работоспособности. Известны факты, когда дети в условиях интересного обучения легко выдерживали 10—12 часов занятий ежедневно. Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое учебное время.

Вот что писал о влиянии интереса на самые различные стороны человеческой деятельности один из исследователей этой проблемы Л. А. Гордон: «Интерес, будучи весьма важным мотивом человеческой деятельности, выражая осознанную направленность человеческой личности, положительно влияет на все психические процессы и функции, активизирует человеческие способности, в результате чего человеческая деятельность становится более энергичной, бодрой, полнокровной. Не может быть такого случая, чтобы человек испытывал тот или иной интерес и вместе с тем оставался безразличным, вялым, неподвижным, бездеятельным. В состоянии интереса у него возникает подъем всех его сил, настроение его повышается... Это вызывает у него сильное и непреодолимое стремление к объекту своего интереса, готовность напрячь свои силы, настойчиво работать, трудиться, переносить те или иные невзгоды, преодолевать те или иные трудности, препятствия, которые могут встретиться на пути реализации интереса, в связи с чем результаты его работы улучшаются, деятельность его проходит значительно продуктивнее, дает удовлетворение, наслаждение».

Тем не менее у сторонников обучения, воспитывающего у детей познавательный интерес, всегда были противники, которые считали, что не следует увлекать, а тем более развлекать ребёнка, ибо корень учения горек. Учебный труд должен строиться не на интересе, а на чувстве долга, ответственности, дисциплинированности. Увлекательное обучение не способствует развитию воли, а ребенок должен развивать волю и настойчивость — таковы основные аргументы сторонников «горького корня».

Конечно, дети должны быть дисциплинированными, воспитывать в себе силу воли и чувство долга. Но достаточно ли сказать ребенку, каким он должен быть, чтобы проблема формирования его волевых качеств и чувства долга была решена?

В реальной жизни становление воли и чувства долга у растущего человека так же мало регулируется разговорами о том, что «ребенок должен», как ощущение сладости в известной восточной пословице: «Сколько ни кричи «халва! халва!» — во рту сладко не станет». Поэтому рассчитывать на сознательное отношение детей к учебным обязанностям как на готовую почву для длительного и сложного учебного труда было бы несколько опрометчиво. Нельзя забывать, что у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля и сознательность. У него гораздо более туманное представление о сладких плодах учения, чем у нас. У него еще очень слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, если учеба не захватывает сама по себе. Более того, природа отпустила ему намного меньше работоспособности, чем требует от него школа.

Даже если не только учителя и родители, но и он сам будет постоянно твердить себе слово «должен», то все равно рано или поздно наступает момент, когда он перестает следить за происходящим на уроке и погружается в дремоту с открытыми глазами, «отключается» (так называемое охранительное торможение) или начинает вертеться на парте, смеяться, тормошить соседа (так называемое охранительное возбуждение).

В таких случаях мы считаем, что он ленивый, несобранный, неорганизованный, что надо отобрать у него дневник, вызвать родителей и т. д., но мы не задаем себе того мудрого вопроса, который задал Маленькому принцу король крошечной планеты: «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват: он или я?»

Если же все-таки представить себе такого чудо-ребенка, который выполняет и выучивает все, что от него требуется, добросовестно, но без всякого увлечения, то мы столкнемся с одним из самых печальных явлений в школе — с формальными знаниями. Ибо психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, не становятся активным достоянием человека. Они остаются мертвым грузом, не пригодным к применению, т. е. к тому, во имя чего их стоит приобретать.

Трудно себе представить, что такое обучение может способствовать развитию пытливого, творческого ума.

«Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать», — писал Альберт Эйнштейн.

У ребенка, которому школа не привьет интереса к умственному труду, не возникнет желания углублять свои знания, не разовьется любовь к интеллектуальному напряжению, его жизнь не будет окрашена радостью познания. И кто знает, по каким путям поведет школьника его естественная возрастная активность, если она не будет направлена никакими умственными интересами.

Об этом предупреждал еще К. Д. Ушинский, считавший, что «учение, все взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов.

Таким образом, вопрос о воспитании познавательного интереса— это в огромной мере и вопрос о воспитании личности человека, его духовного мира.

Когда сторонники «горького корня» утверждают, будто интерес приводит к тому, что школьники не развивают в процессе занятий силу воли, ибо работа захватывает их без усилий с их стороны, при этом, по-видимому, подразумевается, что силу воли развивает скучная работа. Но жизнь показывает совсем другое: именно скучная, лишенная привлекательности работа порождает отлынивание, стремление под тем или иным предлогом отвертеться от задания. «...Нерасположение к трудной и мало понятной школьной работе переносится на работу вообще, воспитывается нелюбовь к труду, мало-помалу и незаметно вкореняется убеждение, что верх блаженства — ничегонеделание, отсутствие работы»,— писал русский педагог и психолог П. Ф. Каптерев.

Скука и отвращение никогда не становятся помощниками в преодолении трудностей. В то же время интерес, увлеченность, любовь к делу являются огромной силой, помогающей быть настойчивым в достижении цели, воспитывающей упорство и волю. «Охота пуще неволи»,— гласит народная мудрость; желание и интерес сильнее скуки и принуждения.

Таким образом, противопоставление скучного обучения как трудного интересному как легкому по сути своей ложно. Ложно и утверждение, что работа, выполняемая с интересом, не развивает силу воли, а скучная развивает. Вряд ли можно воспитать в детях чувство долга и дисциплинированность, отказавшись от такого сильнейшего средства воздействия, как интерес. Дисциплину, писал Бенджамин Спок, не наденешь на ребенка, как наручники.

Воспитание познавательного интереса — задача, не противостоящая воспитанию воли, чувства долга и дисциплины, а именно на противопоставлении этих задач строят свою аргументацию сторонники «горького корня». Конечно, ребенок должен делать и неинтересную работу, «но он проявит тем больше воли и упорства при ее выполнении, чем больше эта работа связана с захватывающими его интеллектуальными интересами.

Учение должно увлекать, приносить радость, давать удовлетворение — к этому призывали Ян Амос Коменский и Жан Жак Руссо, К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой, Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, Альберт Эйнштейн и Януш Корчак, Бенджамин Спок и Джанни Родари.

Однако пословица о горьком корне учения, родившаяся много столетий назад, жива до сих пор. Ее существование на протяжении веков было связано с тем, что книжную премудрость вколачивали в детей розгами. Остатки этих «традиций» нет-нет да и проглядывают в наше время. Учитель, столкнувшийся с нежеланием детей учиться, нередко в первую очередь думает о том, как заставить, а не о том, как заинтересовать, приохотить.

Как воспитывать у школьников познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы он постоянно развивался?

Если обобщить работы педагогов и психологов, исследующих эту проблему, то можно выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.

1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера.

2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.

3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.

5. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

7. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

ДАЛЕЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Похожие материалы: