Рекомендуем

Филфак Главы Б.Ляшенко "Как надо..." - Несколько советов по подготовке к чтению


Б.Ляшенко "Как надо..." - Несколько советов по подготовке к чтению

20.03.2009 22:15

1. Очень полезно во время подготовки текста размечать его карандашными пометками. Это мобилизует внимание, позволяет легче отыскивать главные слова, исправлять опечатки, которые могут помешать вам во время чтения и сбить с толку, проставлять места возможных пауз. Полезно также пробовать написанный текст "на язык". Читая вслух, часто обнаруживаешь в тексте погрешности, не замеченные во время чтения глазами. Молодым журналистам и ведущим это, по-моему, необходимо в качестве обязательных упражнений, которые, впрочем, не помешают и более опытным телевизионщикам.
 
2. Тренируйте себя, читая без предварительной подготовки различные газетные материалы по своему выбору. Это позволяет "набить глаз" на разной авторской манере излагать свои мысли. Вы накопите таким образом обширный запас формулировок, сравнений, языковых стилей и достаточно скоро почувствуете, что начинаете заранее предполагать, КАК и О ЧЕМ информирует данный материал, а это, в свою очередь, сделает вас уверенным человеком, какой бы текст вам не предложили прочитать.
 
3. Для тех, кто читает тексты в качестве ведущего или диктора, полезно такое упражнение: читайте глазами любую информацию, а потом пересказывайте ее своими словами, не теряя при этом, разумеется, стройности повествования, не "мекая" и не заикаясь на каждой фразе. Освоив это упражнение, вы будете выглядеть на экране убедительным, "думающим", так как уже подготовленная для эфира информация станет для вас своего рода "сырьем" для пересказа, а не для механического перечисления слов. У вас появятся те самые разговорные интонации, которые так привлекают зрителя.
 
4. Работая над текстом с карандашом в руке, придумайте для себя символы разметки: длинной дугой соединяйте мысль, которую желательно во время чтения не разрывать. "Птичкой" помечайте места, где смело можете остановиться, чтобы пополнить дыхание, и в то же время не нарушить стройность логики. Ставьте над словом стрелку носиком вверх, если вы считаете, что это слово надо непременно "подбросить" интонацией, прочитать его так, чтобы слушателю оно непременно запало в уши как главное, важное. Такая разметка позволит вам во время чтения не думать о мелочах, а, следуя разметке, читать уверенно по логике и разнообразно по интонации. Немного о разговорном чтении. "Разговорное" чтение - мечта каждого, кто понимает толк в высоком профессионализме. Достичь манеры, которая называется "разговорным чтением",- это значит стать асом, создавать своим чтением иллюзию того, что перед вами нет никакого текста и что вы как бы пересказываете то, о чем успели прочитать перед приходом к микрофону. Многие ошибочно считают, что разговорное чтение - это "базарный" разговор. Ничего подобного. Современная практика показывает, что пошлой очень часто оказывается именно та манера чтения, которую называют "современной", а на самом деле она лишена всякого намека на общение со слушателями и зрителями. Бытовой разговор - это небрежность в произношении слов и фраз, это вплетение в речь дешевого жаргона, сумбур в логическом построении предложений, отсутствие заботы о дикции и о звучании голоса. Зато есть, разумеется, вся "красочность бытовой речи". В этом ее сила, не пригодная, однако, для микрофона. Истинно разговорное чтение предполагает жизненность интонаций, соединенных с достаточно привлекательным (хоть в какой-то мере "обработанным") голосом, с хорошей дикцией, умением выделять главные слова и, что особенно важно, с заинтересованным чтением. Запомните простую истину: если вам самому не интересно то, о чем вы читаете, то слушатель просто на стену полезет от скуки, слушая такое чтение. Не усыпляйте себя мыслью о том, что слушателю нужна "голая" информация, что ее нужно читать, как читает пономарь. Вы никогда не станете популярным, если не будете помнить о слушателе, если не будете читать именно ему, каждому в отдельности. Слушатель необычайно чуток к такой манере чтения и моментально "выхватывает" этого ведущего из ряда других и делает его своим любимцем. Равнодушия же к себе никто не прощает. Эффективность подобной манеры чтения опробована долгим опытом умного вещания. Правда, ведущих, умеющих не просто читать, а словно разговаривать, - единицы, но стремление хоть в какой-то мере познать и освоить "секреты" разговорного чтения уже сможет обеспечить заинтересованному человеку определенную славу заметной индивидуальности. Но все эти советы применить на практике бывает возможно только после усвоения некоторых основ по логическому чтению и по технике речи, к разговору о которых я и предлагаю вам перейти. Начать разговор уместнее всего с усвоения роли интонации как основы чтецкого ремесла. Именно она делает выпуклыми все тонкости логики. Драматург А.Н. Островский, режиссер К.С.Станиславский были "помешаны" на любви к интонации. А.Н. Островский вообще свои пьесы не смотрел, а слушал из-за кулис. "Если интонация актера меня убеждает, - говорил драматург-то, значит, он и играет правильно". Станиславский доводил актеров до изнеможения, добиваясь от них предельно жизненной интонации, то есть высшей речевой убедительности. Вполне возможно, что нам с вами такой уровень мастерства излишен, но умело применять хотя бы азы интонационной мелодики очень полезно. Во времена массового пренебрежения к более или менее выразительному чтению это позволяет читающему у микрофона человеку сразу же стать заметным.
 
 
Поделиться с друзьями:

Похожие материалы:
 
Онлайн-сервис помощи студентам Всёсдал.ру Приобрести новую профессию удаленно Уроки английского для взрослых и детей