Загрузка...

Рекомендуем

Филфак Главы Б.Ляшенко "Как надо..." - Голос



Б.Ляшенко "Как надо..." - Голос

20.03.2009 22:36

Голос - это инструмент, и можно научиться им владеть, каким бы скромным от природы он ни был. Можно достичь того, что он будет вам в радость, а не в огорчение и препятствие. Он вовсе не обязан быть "потрясающим" "уникальным". Бывало так, что великолепный голос только опьянял слушателей, что они переставали вникать в содержание новостей. Голос не должен раздражать, и этого часто бывает достаточно, чтобы нормально работать у микрофона. И если ваш голос принимается слушателями как нечто само собой разумеющееся, вы можете быть вполне довольны собой. Другое дело, какие краски вы умеете придать своем голосу, насколько вы искренни перед микрофоном, насколько вам интересно работать у микрофона, в какой степени вы уважаете слушателя (зрителя). Очень важен такт, с каким вы подаете разные по содержанию и настроению материалы. Учитывая все это, можно, даже обладая скромными голосовыми данными, выделиться из ряда других и стать популярным. Разумеется, что-то очень нежелательное в звучании голоса можно сгладить, устранить, можно "подновить" тембр, усилить звук, если он слабоват. Можно основательно укрепить дыхание, сделать его объемным, плавно расходуемым. Только надо помнить, что за одну-две недели или даже за два-три месяца значительных результатов вряд ли добьешься. Впрочем, все дело в способностях и старательности. Нужна работа, и идти на нее надо очень осмысленно, не халтуря.

ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Его надо начинать с овладения так называемым "стоном". Но перед этим определите для себя ЦЕНТР СВОЕГО ГОЛОСА, то есть такое звучание, которое вам наиболее удобно и не требует при чтении особых усилий. Часто человек и не знает возможностей своего голоса. Более того, он нередко говорит "не своим" голосом, подсознательно завышая его либо, наоборот, занижая. Как найти этот центр? Начните спокойно что-либо читать. Прервитесь. А теперь попробуйте продолжить чтение на более высокой ноте. Получилось? Попробуйте повысить еще на одну ноту Не получилось? Отходите постепенно от нее вниз: на одну ноту, на две, на три, четыре. А вот на пять нот у вас уже, допустим, не получилось понижения. Теперь повысьте его на две ноты. Это и будет ваш центр. Запомните это свое звучание, сделайте его основным для себя, именно от него уходите вверх или вниз. Именно на нем делайте упражнения. Итак, определите, во сколько нот укладывается ваш голос. Не говорите ни на самой нижней, ни на самой верхней нотах. Нашли центр, пользуйтесь им как самым нужным регистром звучания и во время упражнений, и во время чтения. Укрепляйте прежде всего именно центр. Для того, спокойного разговора пользуйтесь именно центром. Я так настойчиво повторяю эту рекомендацию потому, что от нее зависит долгая свежесть вашего голоса, не насилуемого искусственным (или привычным, по незнанию) завышением или занижением. Приучите себя автоматически отыскивать свой голосовой центр. Он очень важен, повторяю, и для упражнений. Итак, возвращаемся к разговору о "стоне". Представьте себе, что вы измотаны до предела, что ваши мускулы, как вата. Расслабьтесь, как только можете, добиваясь такого ощущения. Сделайте легкий вдох носом. Задержите дыхание на две секунды, а теперь оставьте в губах еле заметную щель и начинайте выдох. Когда почувствуете, что дыхание вот-вот кончится, сомкните губы и издайте стон на звук [М]. Стон должен быть слышен едва-едва, словно это вообще последний стон во всей вашей жизни. Пламя зажженной перед вашим ртом свечи практически не должно колыхнуться. Когда вы освоите такой стон, переходите к стону на гласные [А-О-У- Е-Ы-И]. Не спешите при вдохе, не спешите и при выдохе. После каждого выдоха закрывайте рот. Сначала стон делайте очень коротким. Потом удлиняйте его, но и удлиненный, он должен быть тихим, спокойным, чистым, без малейшей сипоты, без малейшего напряжения. Строго контролируйте правильность выдоха. Стон должен звучать на самом исходе выдоха и быть при этом тишайшим. Благодаря этому упражнению вы научитесь предельно экономно расходовать дыхание, голос будет звучать мягко, без напряжения.

ВТОРОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Так называемая "звуковая волна". Плавный вдох (конечно, носом!). Короткая задержка дыхания. Начинайте выдыхать при почти закрытом рте на знакомые вам гласные звуки. Выдыхая, представьте себе, что вы качаете ребенка, баюкаете его. Звук должен быть похожим на мягкие волны, то поднимающиеся, то опускающиеся. Причем подниматься и опускаться на каждой гласной звук должен не меньше 3-4 раз. ТРЕТЬЕ УПРАЖНЕНИЕ Вдох. Задержка дыхания. На выдохе произносите [ДЖАНЬ-ДЗАНЬ, ДЖОНЬ-ДЗОНЬ, ДЖУНЬ-ДЗУНЬ, ДЖЭНЬ ДЗЭНЬ, ДЖЫНЬ-ДЗИНЬ]. Гласную не пойте, зато согласные [ДЖ, ДЗ, НЬ] "стоните" протяжно, чтобы это звучало приблизительно так: [ ДЖЖЖЖЖЖ] - [АННННННЬЬЬЬЬЬ], [ДЗЗЗЗЗЗ] -[АНННННЬ]. И так далее. Во время выдоха-стона; положите ладонь на грудь. Если упражнение выполняется | правильно, то вы должны ощущать внутри грудной клетки вибрацию, внутреннее звуковое эхо. Непременно добивайтесь этой вибрации. Для этого избегайте образования звука где-то перед зубами. Пусть он образуется у вас словно в куполе рта. Такое грудное звучание придаст вашему голосу определенную долю бархатистости, мягкой звучности. Выполнение вышеперечисленных упражнений должно быть доведено до такой степени, при какой вы будете получать от них удовольствие. А затем можно переходить к следующему этапу занятий.

Далее: Работа над дикцией

Оглавление 

Похожие материалы: