Загрузка...

Рекомендуем

Филфак Главы Б. Ласкин - Современная проза



Б. Ласкин - Современная проза

31.12.2011 16:12

Один мой знакомый - человек умственного труда - как-то сказал мне, что проза в наши дни прежде всего должна быть современной по форме. Помни, добавил он, что современная проза - это сложная система ассоциаций, подтекст и так называемый поток сознания. Так что немедленно садись за стол и приобщайся.

И я сел за стол.

Вступив на путь прямого подражательства, я потерпел поражение. Старательная и столь же наивная попытка предельно зашифровать ход мыслей своих персонажей также окончилась неудачей.

У меня ничего не получалось, а так страстно хотелось прослыть по-настоящему сложным.

И вдруг в один прекрасный день в неустанных терзаниях и поисках я понял, что для того чтобы добиться успеха, мне следует внимательно прислушиваться к живой речи, которая всегда выражала и продолжает выражать человеческие отношения.

На днях я записал диалог, услышанный мною чисто случайно из-за несовершенства техники.

В этом диалоге, мне кажется, есть некоторые приметы современной прозы.

Итак, читайте.

Вернее - слушайте.

Она. Здравствуй. Это я.

О н (после паузы). Привет, Михаил Николаевич.

Она. Тебе неудобно говорить, да?.. Тогда слушай. Тебя не смущает двусмысленность наших отношений? Ответь - да или нет?

О н. Вообще говоря, об этом был предварительный разговор на коллегии.

Она. Игорь, я уже не девочка...

О н. Руководство полностью с этим согласно.

О н а. У меня ведь тоже есть самолюбие...

О н. Я прекрасно это понимаю, Михаил Николаевич, но существуют интересы производства...

Она. Ты должен выбрать: или - или.

О н. Я беседовал с Мартыненко, он пока что ничего определенного сказать не может.

Она. Я могу повторить тебе твои слова, помнишь, когда мы ездили в Бирюлево...

О н. Там, по-моему, только основные цифры.

Она. Ты тогда сказал: бывает, что человек как бы начинает жизнь заново.

О и. Мне думается, в тресте не будут возражать.

Она. Значит, ты по-прежнему так думаешь, да?

О н, В основном - да.

О н а. И твоя коллегия тоже с этим согласна?

О н. Так мы вопрос не ставили.

Она. Прими наконец какое-то решение. Ты же мужчина.

Он. Если не ошибаюсь, процентов тридцать, тридцать пять.

Она. У вас же нот детей. Ты самостоятельный человек...

О н. Мы к этому еще вернемся.

Она. Ладно, тебе сейчас, в данную минуту трудно говорить...

Он. Михаил Сергеевич, опять вы...

Она. Ты забыл, меня зовут Михаил Николаевич.

О н. Да? Все дело в том, что подобные вопросы в наше время так просто не решаются.

О н а. Я это уже слышала.

Он. Ага, значит, вы со мной согласны?.. Мы обязаны взвесить все «за» и «против»...

Она. Лиза больше не хочет, чтобы мы у нее встречались,

О н. Кроме «Машпроекта» есть и другие организации.

Она. Игорь, учти, мы расстаемся навсегда. Больше ничего не будет, ни речного трамвая, ни поездок в Бирюлево.

О н. Я вас отлично понимаю. |

Она. Ничего ты не понимаешь. И глазное - не хочешь понять.

О н. Да? А Филимонов считает, что кроме него никто в управлении этого сказать не может. Наша глазная задача - проявить твердость и принципиальность.

Она, С ума сойти можно. Она что - рядом? Ответь - да или нет?

О н. Конечно. Само собой.

Она. Зачем ты мне сказал в прошлую среду, что вечером у тебя партсобрание? Ты же беспартийный. О н. Есть профсоюз.

Она. А те стихи ты не сам сочинил. Это так, монтаж... «Обида жгет, разлука ранит, в душе мечты, и в сердце дрожь. Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь».

Он, У каждого человека свое мнение. Она. Не звони мне больше. Ты слышишь? О н. Михаил Николаевич, на этом мы сейчас закруглимся, а то уже на меня жена строго смотрит, что я так долго с вами разговариваю. Я думаю, мы завтра...

Она. Ни завтра, ни послезавтра, никогда. Подожди... Подожди... Говоришь - на тебя сейчас жена строго смотрит...

О н. Совершенно точно. Она. Врешь. О н. Не понял.

Она. Я из автомата говорю, который в булочной напротив. Вот я своими глазами вижу - твоя жена входит в подъезд... Значит, ты сейчас меня обманываешь. Ну, скажи побыстрей, а то войдет жена.

Скажи - Михаил Николаевич, я очень спешу, мне еще надо успеть взглянуть на себя в зеркало, какой у меня глупый и жалкий вид. Прощай!

О н. Большое спасибо, непременно передам. Она как раз вот только сию минуту вошла. (Кладет трубку и говорит вошедшей жене.) С Мартыненко говорил. Тебе привет. Давай скорей обедать, а то я голодный как пес и к тому же вот-вот хоккей начнется. Так что давай в темпе!

Похожие материалы: