Загрузка...
Филфак Главы Аппарат нацистской пропаганды в Германии



Аппарат нацистской пропаганды в Германии

PDF 
01.10.2011 22:52

30 января 1933 года победа нацистов на выборах привела к власти Гитлера. В феврале (после провокационного поджога рейхстага) отменены демократические свободы, начались массовые аресты коммунистов и социал-демократов. 23 марта выходит закон о чрезвычайных полномочиях (Гитлер становится диктатором). Запрещены все партии, кроме нацистской, и их периодические издания. Отменена свобода стачек и демонстраций. Гитлер восстановил государственную партию и личный контроль над СМИ.

1933г. образовано имперское министерство просвещения и пропаганды, во главе его встал Геббельс. Отделы: пропаганда, радио, печать, кино, театр, литература, музыка, искусство. К началу второй Мировой войны существовало 16 отделов. Тотальный контроль над всеми сферами СМИ и искусства. Самый важный отдел - пропаганда (национал-социалистические идеи, съезды, анализ общественной морали и мнения). Очень большой штат и расходы. Новое название - Имперская Палата культуры. Функция - контроль за деятелями культуры. Структурные подразделения переименовываются: палата радио, палата кино, палата литературы и т.д. За 1933 г. закрыто почти 300 изданий (партийные и непартийные). В декабре 1933 г. происходит принудительная унификация газет -запрещено писать об имущих, детях-сиротах, социальных проблемах. В 1934 г. закрываются два крупнейших информационных агентства (телеграфное бюро Вольфа и телеграфный союз).  Создается новое немецкое агентство новостей: его сообщения обязаны использовать все издания, и это становится единственным источник информации. Ежедневных газет: 1932 - 4700 - 94; 1944 - 977 - 352. Центральный орган - «Фёлькишер беобахтер». Принадлежит Гитлеру с 1920 г. Периодичность выхода - 6 страниц 2 раза в неделю. С 1923 г. - ежедневно. Главный редактор - Аман с 1930 г. Тираж: 1930 год - 40 тысяч экземпляров. 1939 г. - 1,2 млн. экземпляров. 30 апреля 1945 года перестает существовать. Радио имело огромное влияние. Контроль осуществлялся в большей степени, чем над прессой. Геббельс: «Без радио и самолетов NSDAP к власти бы не пришла». «Народный приемник» в Германии - самый дешевый в мире. Ловились только немецкие радиостанции. В 1939 г. почти 70% семей имели радиоприемники. Радиосеть принадлежит министерству просвещения и пропаганды. Местные радиостанции - ретрансляторы. Создаются войска пропаганды - лица с журналистским опытом и навыками боевых действий (в т.ч. и фото- и кинорепортеры). Самое важное на радио - радиобеседы, обзоры международной прессы, различные мнения. Контролировалось все Геббельсом.  7 мая 1945 г.  - последняя передача на немецком радио.

Инициатором создания аппарата пропаганды был Геббельс. Структура: Министерство и отдел пропаганды НСДАП. Структура Министерства повторяла структуру отдельной партии. Геббельс фактически контролировал и партию, и правительственный аппарат пропаганды. Между ними происходило "разделение труда": министерство разрабатывало содержание агитационных акций, а партийный отдел обеспечивал массовое участие. Отдел пропаганды имел инициативу только при проведении устной агитации на местах с участием ораторов НСДАП: "ораторы, разъезжая по стране, должны выступать чаще, говорить резче, обещать больше, изображать окончательную победу делом ближайшего будущего". Число сотрудников Министерства: 1933 г. - 350 чел., 1936 - 2400, 1937 - 3000 чел. В руки НСДАП к 1944 году перешли практически все издания: имущество издательств КПГ и СДПГ, издательских концернов Рудольфа Моссе и Ульштейнов, Гугенберга. Создается "Немецкое информационное бюро". Также создан "Имперский союз немецкой прессы" - кто в него не входил, не имел права работать в СМИ. "Войска пропаганды" вермахта: их основу составляли так называемые "роты пропаганды", которые были укомплектованы лицами,  владеющими как собственными журналистскими навыками боевым оружием.  Занимались непосредственной агитацией в частях, обеспечивали психологическую обработку войск и населения противника. Создавали еженедельную кинохронику: в 1945 году в Берлин еженедельно присылали по 20 тыс. метров пленки. Большое внимание уделялось демонстрации их за границей. В начале войны для этого изготавливалось 1000 копий еженедельно с дикторским текстом на 15 языках. Киножурнал «Немецкое еженедельное обозрение». Для пропаганды использовались книги, буклеты, марки и т.д. Существовала система обнаружения инакомыслия: следили за авторами подпольных газет и листовок. Под контролем Гестапо все листовки, тиражировались и разносились по домам. Все получившие обязаны были сдать листовку. Те, кто не сдал - объявлялись антигитлеровцами, их арестовывали и репрессировали. Существовал строгий контроль за знакомствами с инакомыслящими.