Загрузка...
Филфак Главы Активные формы обучения литературе. Урок-лекция.



Активные формы обучения литературе. Урок-лекция.

PDF 
15.10.2011 22:43

Активная форма обучения, так как слово учителя: выстраивает систему знаний, обладает убедительностью и формирует мировоззрение; вызывает эмоционально-эстетическое отношение учащихся; средство формирования устной и письменной речи; средство стимулирования самостоятельной работы учащихся на уроке и вне его. Выделяют 2 вида лекции в старших классах: 1) лекционный цикл для параллели, 2) урок-лекция - проводятся по плану, определяемому учителем. Проводятся с 9 класса. Целесообразно отбирать для них обзорные темы, вопросы теории литературы, биографический материал, произведения с обзорным изучением, обобщение материала. Лекция неотделима от деятельности учащихся. Школьная лекция может сочетаться с разными видами самостоятельной работы учащихся: участие в беседе, сообщение учащихся, работа с учебником, художественным текстом, выразительное чтение, демонстрация произведений других видов искусства, записи лекции.

Отличительная особенность школьной лекции - проверка выполненного задания. Ученики должны знать требования к ответу. Ответ оценивается по 3 направлениям: 1) правильность понимания темы и отбор материала, 2) композиция, 3) культура речи, выразительность. Этап проверки переходит в этап интенсивной работы. Деятельность учащихся совершается в трех формах: 1) восприятие материала, 2) участие в самой лекции - доклад, сообщения, 3) самостоятельная работа во время слушания лекции (конспектирование, составление плана и т.д.). Виды самостоятельной деятельности определяется характером материала и целью урока: 1) лекция обращена к разуму - различные роды записи: план, конспект, тезис. 2) обращена к разуму, но включает в себя выразительное чтение, демонстрацию произведений разных видов искусства. Допускается вести рабочие записи - важные моменты отмечать. 3) к эмоциям, дети отвечают на проблемные вопросы. В конце урока тезисы и планы прочитываются и совершенствуются. Конспекты выборочно проверяются учителем.

Инновационные формы лекций: 1) Бинарная лекция - читается двумя учениками. При изучении проблемных тем, которые допускают возможность рассмотрения одной проблемы с двух разных позиций. 2) Лекция-брейнсторминг - на уроки учащиеся задают непонятые, трудные вопросы по просмотренному предварительно материалу. 3) Продвинутая лекция - школьники по ходу лекции должны на полях специальными значками отмечать: что им кажется знакомым, что сложным и требует разъяснений, что лишним, что интересным и требующим дальнейшего изучения.

Похожие материалы: