Советую воспользоваться доступным в свободном доступе в Сети пособием "Грамматический разбор. Словообразовательный, морфемный и морфологический анализ слова" С.В. Рябушкиной, раздел "Словообразовательный анализ": http://www.gumfak.ru/russ_html/gramma/gra1.shtml. Дана подробная схема анализа с примерами, среди которых есть абсолютно аналогичные Вашим. У меня вот что получилось:
бийский -от Бийск; наложение словообразовательного аффикса на производящую основу (устранение гаплологии); орловский - от Орел; производящая основа отложилась с чередованием (или усечением) корневого гласного; вражеский - от враг; производящая основа отложилась с чередованием корневого согласного; поставка - от поставить; производящая основа отложилась с усечением конечного гласного; уехать - от ехать; морфологические изменения отсутствуют
Еще если можно подскажите способ словообразования : Неуч (от неученый или от ученый) ?? и способ? флексийный? Несгибаемый (от сгибаемый?) приставочный? Капля (от капать?) способ?? Мелочь (от мелкий?) способ?? ессентуки (от города Ессентуки?) способ? Крученый (от крутить?) способ? суффиксальный?
Чередования согласных "твердый/мягкий" там будут присутствовать, безусловно. Но при словообразовании такого рода чередования очень часты, надо ли их каждый раз указывать?
По способам словообразования - такие примеры я любил на семинарах разбирать, поэтому выскажу свою версию, может, даже что-то и правильно окажется, хотя давно это было уже. Но все же:
неуч - имхо, от "учить" (приставочно-суффиксальный, причем суффикс нулевой) несгибаемый - слова "сгибаемый" нет, производящее слово - "сгибаться", т.е. аналогично 1-му капля - безусловно, от "капать", суффиксальный мелочь - от мелкий, суффиксальный ессентуки - не совсем понятно значение слова, если не город, а от города произошло - то способ неморфологический, скорее всего, лексико-семантический (изменение значения слова) крученый - от крутить, суффиксальный
Еще одно большое пребольшое спасибо!! Но это еще не все мои вопросы))
Делаю контрольную, поэтому их очень много)
Наденьте если я правильно думаю, здесь приставка на, корень де и суффикс те, никак не могу понять, чем же будет являться нь..может интерфикс?...хотя это бред...или в корень входит?
Упорствуя чем будет у если она постоянно присутствует: упорствуем, упорствуешь...и т.д. нет только в упорство...это суффикс что ли такой?
Распевавшие бедт чередование в суффиксе а с нулем звука? распев-распевать Углубление корень глубл', а в слове глубокий суффикс ок?
Труднодоступный и засухоустойчивый образованы сложением с интерфиксом?
Укрепляй какие будут суффиксы я? яj?
Еще такое задание: Распределите данные слова по словообразовательным типам. Определите словообразовательное значение каждого типа и постройте для него формулу толкования.
Духовенство, мучительство, домостроительство, ругательство, предательство, учительство, княжество, свойство, единство, пароходство. Я сделала так, если что неправильно, уж вы меня исправьте. Духовенство - от духовный (хотя странно что не от духовник...но словарь не врет) с помощью суффикс ств мучительство - от мучитель, суффикс ств Домостроительство - дом и строитель (сложение с интерфиксом) суффикс ств Ругательство - вот тут ступор....нашла в словаре слово ругатель....может от него? или от ругать?....тогда слово не войдет в словообразовательный тип, а такого же не может быть... Предательство - от предатель, суффикс ств Учительство - от учитель, суфф ств...были еще варианты в словаре от учить...но мне подходит учитель Княжество - от князь, суфф ств Свойство- свой, суфф ств Единство- единый, суфф ств Пароходство- пароход, суфф ств.
Дальше самое интересное....как их распределить по словообразовательным типам...в типе же, как я понимаю, должна быть одна словообразовательная морфема, общая....и одна модель слово производное- производящее.... тогда у меня только в типе получается слова: мучительство, ругательство, предательство (значение: отвлеченный признак) Дальше все слова единичные: Княжество - обозначает территорию, подвластную лицу, названному мотивирующим словом Духовенство, как и учительство - собирательное значение...но я не могу их в один тип определить, т.к. у них разные производящие слова (разные модели) учитель - сущ, и духовный - прил...частиречная принадлежность разная. Домостроительство- обозначает учреждение, характеризующееся отношением к тому, что названо мотивирующим словом.. Свойство, единство...может быть тоже один тип..но ояпть частиречная принадлежность разная....свой- местоимение, единый - прил?... Пароходство - деятельность или действие, характеризующиеся признаком, названным мотивирующим словом... может такое быть? я уже всю голову сломала с этим заданием....
Наденьте, правильный разбор следующий: на - приставка, де - корень, нь - суффикс, те - суффикс или окончание, по-разному определяют упорствуя - второе "у" будет частью суффикса "уj" распевавшие - насчет чередования в суффиксе у меня большие сомнения.. углубление, глубокий - да труднодоступный, засухоустойчивый - первое слово просто сложение, второе с интерфиксом укрепляй - имхо, два суффикса - "я" и "j"
Слова по типам, с чем не согласен: домостроительство - от "дом" и "строительство" ругательство - от ругать, суффикс "тельств"
По словообразовательным типам мои замечания: ругательство - я бы отдельно выделил, это ведь конкретное существительное, а не отвлеченное княжество - если от "князь", то суффикс "еств" с чередованием в корне; если от "княже" (архаичная форма) - то "ств" домостроительство - это деятельность; ваше определение я, честно, не понял пароходство - это, наоборот, не деятельность, а объединение или, второе значение, вид транспорта
В результате получается, действительно, много различных словообразовательных типов